Поиск
Комментарии Аналитика Новости Online Спецпроект "Экология" Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ТЭК: • Все
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
Alstom, Baltic Pipe, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, Джубгинская ТЭС, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, итоги 2017 года, итоги 2018 года, итоги 2019 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, коронавирус, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, майнинг, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, рутений, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, электромобили, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
СПЕЦПРОЕКТ "ЭКОЛОГИЯ"
Спецпроект Экология
 
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ
08 октября 2020, 13:42

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РОССИИ ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНЫ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА ОБОГАЩЕННОГО УРАНА В США

Конкурентные преимущества России вполне достаточны для продолжения российского экспорта обогащенного урана в США
Андрей Корнеев,
к.э.н., руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН

Андрей Корнеев, руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН:

Согласованные 5 октября Министерством торговли США и российской госкорпорацией «Росатом» новые поправки к Соглашению о приостановке антидемпингового расследования поставок урана из России в США (Agreement Suspending the Antidumping Investigation on Uranium from the Russian Federation) со сроком действия истекавшим в конце 2020 г., стали важным фактором, обеспечивающим продолжение предсказуемого и стабильного правового режима взаимовыгодных поставок обогащенного ядерного топлива для американских АЭС на последующие 20 лет до 2040 г. При этом обе стороны также дополнительно договорились о возможности периодического изменения квот на импорт урановых топливных концентратов из России в зависимости от конъюнктуры рынков и будущей динамики американского спроса. По данным американо-британской юридической фирмы Hogan Lovells, задействованной в переговорах, без таких поправок российские поставщики и их американские партнеры подпадали бы под принудительные запретительные пошлины и ограничения.

Впервые данное соглашение было подписано с американской стороной 28 лет назад в октябре 1992 г. представителями Министерства по атомной энергии РФ (Минатом) в соответствии с американским законом о торговых тарифах 1930 г. Соглашение распространяется на обогащенные товарные урановые руды и концентраты; на металлический природный уран и его соединения; на урановые сплавы, керамические изделия и смеси, содержащие как природный уран, так и его обогащенный изотоп U-235. В 1994, 1996, 1997 и 2008 гг. к соглашению принимался ряд поправок, при этом все поставки уранового топлива из России в США ограничивались жесткими квотами. В 2008 г. «Росатом» выступил за увеличение своего присутствия на американском рынке. Это стремление было учтено в 2011 г. после начала действия межправительственного соглашения между США и Россией по мирному использованию ядерной энергии. Тем не менее в 2014 г. отношения между Вашингтоном и Москвой резко ухудшились и взаимодействие в этой сфере было фактически прекращено вплоть до сентября 2017 г., когда американские власти сообщили о желании сохранить на долгосрочную перспективу текущий на тот момент режим российских урановых поставок.

По словам министра торговли США Уилбура Росса, обновленное соглашение будет способствовать возрождению американской ядерной промышленности, продвигая при этом ее долгосрочные стратегические интересы в рамках общего подхода администрации президента Д. Трампа к международным торговым соглашениям под лозунгом «Америка прежде всего». Оценивая характер новых поправок, следует учитывать ряд их положений, нацеленных на постепенное снижение общего уровня зависимости США от поставок урана из России, а также избирательно защищающих интересы американских торговых операторов.

Так, например, до внесения последних поправок соглашение о приостановке антидемпингового расследования позволяло российскому экспорту урана удовлетворять примерно 20% потребностей США в обогащенном ядерном топливе. Согласно измененному соглашению, эта цифра может снизиться примерно до 17% в течение следующих 20 лет и будет не выше 15%, начиная с 2028 г. Такой уровень поставок нацелен на облегчение конкурентных условий для предприятий США по добыче и обогащению урана. Действовавшее ранее соглашение позволяло России использовать всю свою экспортную квоту на продажу не только имевшегося обогащенного, но и природного урана для процесса его конверсионного преобразования в пригодный для обогащения. Напротив, измененное соглашение для защиты интересов американских уранодобывающих компаний и американских предприятий по переработке урана позволит использовать только часть экспортной квоты для продажи из России природного урана и его конверсии. В среднем эта доля будет эквивалентна примерно 7% спроса на обогащенное ядерное топливо в США, а начиная с 2026 г. – не более 5%. В соответствии с предыдущим соглашением, возвращенное сырье иностранного происхождения, в частности, природный уран, поставляемый из США российскому экспортеру в обмен на обогащенный уран, могло быть доставлено в Россию, обогащено в Западной Европе, а затем экспортировано в Соединенные Штаты вне экспортных ограничений прошлого соглашения. В соответствии с новыми поправками, возвращаемое урановое сырье иностранного происхождения, который обогащается в третьих странах и экспортируется обратно в Соединенные Штаты, будет ограничиваться общими экспортным квотами, что сможет способствовать повышению низкой конкурентоспособности природного урана американского происхождения.

Для обеспечения выполнения ранее заключенных контрактов с американскими заказчиками на российский уран, американские компании, которые ранее подписали контракты на закупку обогащенного урана в России до продления соглашения на период после 2020 г. смогут выполнить подавляющее большинство этих контрактов без применения новых ограничений. Министерство торговли США также гарантировало, что последующие административные проверки условий поставок не приведут к прекращению действия данного соглашения и к возобновлению первичного антидемпингового расследования, что могло бы временно заблокировать будущие торговые операции.

В целом американское давление на Россию в рамках прошедших переговоров по поводу продаж топливного урана выглядит достаточно дискриминационным, так как по данным Министерства энергетики США, Россия в последние годы не являлась ведущим поставщиком урана на американские рынки, а занимала скромное четвертое место после Канады, Казахстана и Австралии. На долю России в среднем приходилось около 5,4% от этого общемирового показателя. Тем не менее собственное производство урана на территории США пока составляет всего около 600 т в год или около 1% от мирового уровня при его потреблении около 20 тыс. т, или 29,4% от мирового уровня с учетом первичной добычи и альтернативных источников.

Новая долгосрочная программа Министерства энергетики США по реализации энергетической политики президента Д. Трампа, принятая в апреле 2020 г., предусматривает ряд элементов американской стратегии в сфере ядерных технологий для восстановления прежнего лидирующего положения в отрасли. В качестве инструментов возврата лидерства в ней предлагается увеличить инвестиции в собственную добычу урана, устранить ряд уязвимостей в топливном цикле американских АЭС, улучшить возможности обогащения урана и вложить средства в исследование перспективных технологий. Конечной целью программы является не просто выход ядерной отрасли США из текущего кризиса, но и вывод американских технологий и продуктов на зарубежные рынки. Для этого США необходимо быстро решить такие труднодостижимые и пока нереальные в текущей обстановке задачи, как доведение своей добычи урана как минимум до 15 тыс. т в год, ослабление конкурентных позиций России, Казахстана и Китая, строительство на своей территории новых заводов по разделению урановых изотопов вдвое большей мощности, при очевидной недоработанности американских технологий газовых центрифуг, модернизация всех своих этапов энергетического ядерного цикла, включая переработку и захоронение отработанного ядерного топлива, а также реализация собственного типового проекта атомного энергетического реактора III поколения, который также пока весьма далек от успешного завершения.

Таким образом в сложившихся условиях несмотря на ряд уступок в пользу американских партнеров в рамках относительно стабильных юридических условий продленного соглашения, вполне очевидные конкурентные преимущества России, включающие широкую международную кооперацию в сфере первичной добычи урановых руд, эффективную технологию подземного скважинного выщелачивания месторождений, признанное мировое лидерство по количеству, производительности и качеству мощностей газовых центрифуг для разделения изотопов представляются вполне достаточными для продолжения выгодного для обеих стран российского экспорта обогащенного ядерного топлива.



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Комментарии Аналитика Новости Online Спецпроект "Экология" Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2020 Центр энергетической экспертизы
Сетевое издание «Центр энергетической экспертизы» внесено в реестр зарегистрированных СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 3 августа 2018 года. Регистрационный номер Эл № ФС77-73423.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции