Поиск
Комментарии Аналитика Новости Online Спецпроект "Экология" Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ТЭК: • Все
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
Alstom, Baltic Pipe, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, Джубгинская ТЭС, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, итоги 2017 года, итоги 2018 года, итоги 2019 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, коронавирус, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, майнинг, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, рутений, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, электромобили, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
СПЕЦПРОЕКТ "ЭКОЛОГИЯ"
Спецпроект Экология
 
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ
17 декабря 2019, 14:43

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ АМЕРИКАНСКОГО КОНГРЕССА В ОТНОШЕНИИ "СЕВЕРНОГО ПОТОКА -2" СРОДНИ МИРАЖАМ

Потенциальные санкции американского Конгресса в отношении Северного потока -2 сродни миражам
Андрей Корнеев,
к.э.н., руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН

Американский Конгресс «обуревает желанием» сделать все, чтобы разрушить отношения России и США, но вводимые санкции не остановят проекты «Северный поток-2» и «Турецкий поток», заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

Андрей Корнеев, к.э.н., руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН:

Объявленные в середине декабря 2019 г. дополнительные санкции США против российских газопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» стали новой громогласной, но на деле малоэффективной попыткой американских законодателей ограничить устойчивые позиции гарантированных российских поставок природного газа европейским потребителям с очевидной целью попытаться расчистить эти рынки для планируемого будущего роста собственного экспорта СПГ. На конец 2019 г. строительство «Северного потока – 2» протяженностью более 1200 км было уже практически завершено более чем на 80%, с планируемым сроком окончательного запуска в середине 2020 г. Газопровод «Турецкий поток», протянувшийся на 930 км по дну Черного моря в Турцию и далее в Грецию для поставок газа в Южную и Юго-Восточную Европу, также почти готов и должен быть запущен в эксплуатацию уже в январе 2020 г. Именно поэтому исходя из фактов реальной действительности, российский министр иностранных дел Сергей Лавров, выступая на пресс-конференции по результатам своей встречи с американским президентом Д. Трампом 11 декабря,вполне обоснованно констатировал, что санкции США в любом случае никак не повлияют на их запуск.

Тем не менее на этот раз в дополнение к законопроекту об европейской энергетической безопасности и диверсификации энергоснабжения 2019 г. (European Energy Security and Diversification Act – EESDA) новые многофакторные ограничения оказались встроенными в согласованный профильными комитетами обеих палат Конгресса обширный пакет законопроектов по оборонному бюджету США. В сводном предварительном документе, опубликованном на сайте сенатского комитета по обороне, предполагается, что очередной общий военный бюджет страны составит не менее 738 млрд. долл. Данный законопроект включают дополненную концепцию согласованной будущей американской военной политики, которая продолжит восстановление военной готовности и параллельно будет реализовывать расширенную национальную оборонительную стратегию для противодействия России, Китаю и другим угрозам безопасности США во всем мире. К разряду других угроз была отнесена в первую очередь КНДР. Бездоказательно констатируя что Россия и Китай стремятся подорвать международный порядок и усиливают свое враждебное конкурентное влияние, этот документ возлагает на Пентагон обязанности активно разрабатывать новые подходы и регулярно докладывать законодателям о результатах своих стратегических действий, которые должны способствовать созданию постоянно растущих политических, военных, экономических, бюджетных и технологических блокирующих издержек для России и Китая.

В рамках данной задачи бюджетный оборонный законопроект в отличие от прошлых лет конкретно предписывает осуществлять непрерывное усиление защиты энергетической безопасности Европы путем введения запретительных санкций в отношении российских трубопроводов "Северный поток – 2" и "Турецкий поток"; блокирует передачу новых американских истребителей F-35 Турции, а также характеризует приобретение Турцией российского зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф» как прямое и грубое нарушение раздела о противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии уже действующего американского «Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций» 2017 г. (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, – CAATSA, P.L. 115-44), что требует от президента США немедленно применить все предусмотренные этим законом санкционные действия. Американским партнерам по НАТО также предписывается помогать сдерживать российскую конкурентную экспансию, для чего в рамках планируемых американских военных расходов предполагается усилить организационную и финансовую поддержку в первую очередь стран Балтии в их «существенном сопротивлении агрессии со стороны России».

Дополнительно к прямому военному бюджету был одобрен и законопроект об авторизации и финансировании разведывательной деятельности (Intelligence Authorization Act – IAA), на этот раз особо нацеленный на предотвращение «постоянно растущего влияния России и других стран» на выборы в США путем оценки угроз федеральным выборам со стороны «зарубежных разведслужб и российских многоцелевых кибернетических угроз». При этом было предусмотрено создание специальной целевой группы по защите от предполагаемой, но пока не подтвержденной фактами дополнительной разведывательной деятельности со стороны России и Китая в отношении американской транспортной и энергетической инфраструктуры. Для окончательного вступления в силу весь этот пакет законопроектов по текущему оборонному бюджету должен быть дополнительно целиком одобрен полным составом обеих палат Конгресса, а также подписан президентом США, что ожидается в уже в ближайшее время.

Параллельно в Конгрессе продолжается затянувшийся из-за недавних промежуточных выборов и смены состава профильных комитетов процесс утверждения проекта нового «Закона о защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act – DASKA-2019), который американские сенаторы Линдси Грэм и Роберт Менендес выдвинули в обновленном виде вскоре после встречи президента США Д. Трампа с российским президентом В. Путиным в Хельсинки в июле 2018 г. В преамбуле законопроекта говорится, что Соединенные Штаты не признают аннексии Россией Крыма по образцу известной в прошлом Декларации 1940 г. о непризнании аннексии Советским Союзом стран Балтии. Далее на Россию возлагается ответственность за недоказанное применение химического оружия в Великобритании, за мифические возможные, но документально незафиксированные кибернетические атаки на объекты американской энергетической инфраструктуры, а также за так и не подтвержденное вмешательство в выборы президента США в 2016 г. При этом также высказывается ничем не обоснованное мнение о том, что Россия «очевидно могла совершить военные преступления в Сирии». Данный законопроект, поддерживаемый еще пятью американскими сенаторами, предлагается как сдерживающий «ответ на вмешательство России в демократические процессы за рубежом, пагубное влияние в Сирии и агрессию против Украины, включая инцидент в Керченском проливе».

Указанный документ предполагает введение запретов для любых коммерческих компаний на проведение каких-либо операций с российским государственным долгом, на участие в разработке нефтяных и газовых месторождений в России, запретов на инвестиции в российские энергетические проекты за рубежом, а также жесткие санкции против ряда крупных российских банков (Внешэкономбанк, Сбербанк, Банк ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, Промсвязьбанк), якобы «поддерживающих попытки подорвать демократические институты в других странах».Отдельные запретительные меры готовятся против российского гражданского и военного кораблестроения, предприятий киберсектора и отдельных частных лиц, которые помогают действиям российского государственного руководства, включая всех членов их семей. Для усиления внешнего устрашающего пропагандистского эффекта в всех американских средствах массовой информации, контролируемых антироссийской демократической оппозицией, проект «Закона о защите безопасности США от агрессии Кремля» последнее время стало принято называть «законопроектом из ада» (“bill from hell”).

По замыслу авторов этого обширного документа американский президент должен немедленно вводить санкции против физических или юридических лиц любых стран, которые зная об этом законе, будут тем не менее вкладывать инвестиции на суммы, превышающие 250 млн. долл. в энергетические проекты за пределами Российской Федерации, принадлежащие российским государственным, смешанным или частным компаниям. При этом подлежат запрету поставки товаров, услуг, технологий, финансирование или иная поддержка, которая может каким-либо способом помочь России в разведке месторождений нефти, находящихся на ее территории, или в последущей добыче нефти, включая любую помощь в создании, модернизации и ремонте инфраструктуры, позволяющей разрабатывать и использовать нефтяные ресурсы. Под запрет должны попасть и инвестиции в многочисленные успешные российские СПГ-проекты за рубежом. По мнению экспертов информационной службы BBC, непосредственно под удар могут попасть газовые проекты Лукойла, Роснефти, Газпрома и Новатэка. В зоне риска окажутся проект Etinde в Камеруне, где 30% принадлежит Лукойлу, партнерство Роснефти и ExxonMobil в Мозамбике, а также пока планируемое участие Газпрома в СПГ-проектах в Иране, которое также осложнено общими санкциями США против этой страны. По оценкам Центра энергетики Московской школы управления Сколково, могут быть закрыты криогенные газовые автозаправочные станции Газпрома в Польше, а также около 50 газозаправочных станций в других европейских странах, перегрузочный портовый терминал Новатэка и Fluxys в немецком Ростоке, совместный газовый проект Новатэка, Siemens и Total во Вьетнаме, проект Topaz Driller в Африке, в котором участвует "Лукойл". Под угрозой закрытия окажется и взаимовыгодное участие французской Total в «Балтийском СПГ».

Законопроект предусматривает разработку и запуск юридического механизма, запрещающего гражданам США участвовать в сделках, предоставлять финансирование или вести какую-либо другую деятельность, которая касается российского государственного долга. В рамках законопроекта носителями российского госдолга определяются любые облигации со сроком обращения более 14 дней, выпущенные Центральным банком Российской Федерации, Фондом национального благосостояния или Министерством финансов РФ; валютные производные финансовые инструменты, позволяющие хеджировать риски при торговле ценными бумагами и иными активами сроком более 14 дней; любые другие финансовые инструменты со сроком погашения более 14 дней, выпущенные российскими финансовыми институтами от имениправительства России или прочие облигации рассматриваемые США в одностороннем порядке, как представляющие российский государственный долг.

Предлагается также немедленно заблокировать и далее запрещать все действующие и будущие сделки по собственности и интересам одного или многихроссийских банков и иных финансовых институтов, если эта собственность и интересы находятся в США или во владении и контроле граждан США за рубежом. Кроме того, втечение 90 дней после принятия закона госсекретарь США будет обязан передать в Конгресс юридическое определение России по критериям государства-спонсора международного терроризма, для последующего введения против нее дополнительных еще более строгих санкций и ограничений. Более конкретно, исходя из официальных выступлений представителей сенатского комитета по международным делам, речь идёт о том, чтобы бездоказательно объявить международными террористическими организациями действующими под эгидой России любые противостоящие ВСУ вооружённые формирования на востоке Украины. В текущий официальный список стран, непосредственно поддерживающих терроризм, входят Иран, Северная Корея, Сирия и Судан. Несмотря на очевидную недостоверность подобного определения, многочисленные политические противники президента Д. Трампа рассчитывают активно использовать этот предлог для укрепления своих позиций в период до ноября 2020 г., на который в США назначены очередные президентские выборы.

В рамках данного законопроекта предусмотрено и создание объединенного национального ситуационного центра быстрого реагирования для координации действий США и их союзников в ответ на воображаемые гибридные угрозы со стороныправительства России, включая широкий набор явно надуманных опасностей, рожденных фантазиями американских законодателей: дезинформацию и пропаганду с помощью традиционных средств массовой информации и компьютерных социальных сетей; целенаправленную вредоносную инфильтрацию российских культурных, религиозных, образовательных, спортивных и политических программ со стороны общественных организаций или политических партий; нелегальную передачу средств для коррупционной деятельности, подготовки уголовных преступлений и оказания злонамеренного воздействия для трансформации сознания американских граждан; диверсионную и сепаратистскую деятельность, в том числе с помощью неких мифических полувоенных организаций; кибернетические и иные нетрадиционные угрозы психологического и нейролингвистического воздействия; планомерное использование любых видов российских энергетических ресурсов или транспортной инфраструктуры для враждебного воздействия на суверенные демократические страны.Последний пункт явно предполагает попытку неправомерной законодательной зачистки европейских и прочих рынков сбыта, объективно находящихся за пределами американской юрисдикции, под планируемый будущий рост американских поставок топливного сырья.

При этом специально создаваемому в данных целях государственному «Фонду противодействия российскому влиянию» предполагается выделить на 2020-2021 гг. не менее 250 млн. долл., которых, исходя из представлений авторов данного законопроекта, должно оказаться вполне достаточно не только для того, чтобы помочь странам Европы и Азии защитить свою инфраструктуру и демократические выборы от российских кибернетически атак, бороться с пророссийской внутренней коррупцией и укреплять правопорядок, но и также своевременно успешно реагировать на гуманитарные кризисы и нестабильность, которые по мнению членов профильных комитетов американского Конгресса могут быть неизбежно созданы в ходе ожидаемых в будущем «вторжений или оккупации Россией территорий в Грузии, Молдове и Украине». По проекту «Закона о защите безопасности США от агрессии Кремля» до конца декабря 2019 г. запланированы  специальные слушания сенатского комитета по международным делам, с последующим возможным вынесением его утверждения на заседание верхней законодательной палаты полного состава до наступления парламентских каникул.

Общая американская идея защитить Европу от роста российского влияния с помощью остановки "Северного потока-2" встретила обоснованное скептическое отношение в Германии. Так, например, директор российско-евразийской программы Фонда Карнеги Юджин Румер в августе 2019 г. отметил, что санкции вряд ли способны остановить строительство, но наверняка будут способствовать разногласиям и охлаждению американо-германских отношений. Глава внешнеполитического комитета германского Бундестага Норберт Реттген также заявил, что остановить строительство «Северного потока-2» будет уже практически невозможно. Следует также иметь в виду, что в условиях ужесточения современной торговой войны между США и ЕС, любое усиление американского давления на европейских партнеров вполне может вызвать ответные ограничительные меры, несовместимые с политикой Д. Трампа по ускоренному росту экспорта и связанного с ним количества внутренних рабочих мест. Совокупная стоимость проекта «Северный поток – 2» составляет свыше 9,5 млрд. евро, из которых на Газпром приходится около половины инвестиционных затрат. При этом у Газпрома вполне достаточно собственных ресурсов, чтобы профинансировать весь проект, несмотря на снижение европейских цен на газ и на возможную необходимость привлекать дополнительные трубоукладочные суда на завершающем этапе строительства.

Следует также отметить, что на пути прежних радужных планов американской нефтегазовой экспансии в Европу встало недавнее резкое снижение рентабельности эксплуатации большинства собственных сланцевых и шельфовых месторождений. В результате за первые 9 месяцев 2019 г. уже 50 топливных компаний в США объявили о банкротстве. По данным юридического бюро Haynes and Boone, это 33 оператора по добыче нефти и газа, 15 крупных нефте-газосервисных компаний и две сервисные компании малого бизнеса. При этом показатель банкротств в нефтегазовой отрасли в этом году оказался выше, чем в течение всего 2018 г., когда обанкротились 43 добывающих и сервисных оператора. Среди крупных банкротов в этом году стоит отметить Legacy Re Reserve, Sanchez Energy и EP Energy. Самым крупным банкротом нефтесервиса этого года стала компания Weatherford International, вслед за которой объявили о полной распродаже своих активов известные фирмы Southcross Energy Partners и Cobra Pipeline.

В условиях огромной накопленной долговой нагрузки сланцевым добывающим компаниям стало сложно поддерживать свою рентабельность после того как к концу 2018 г. рыночная стоимость минерального топлива вновь упала. За прошедшие десять лет 40 крупнейших представителей отрасли потратили почти на 200 млрд. долл. больше, чем заработали, что подорвало доверие инвесторов. По данным Wall Street Journal рост сланцевой добычи в США в течение 2020 г., скорее всего, прекратится, так как производители природного газа попытаются сократить избыток сырья, ставшего причиной снижения цен до многолетних минимумов.

Еще один негативный для США фактор это то, что большинство международных банков с активами на сумму свыше 47 трлн. долл., представляющие треть мирового финансового сектора, переходит на новые принципы работы, введенные в рамках Парижского соглашения по климату 2015 г. Добыче ископаемого топлива будет с каждым годом все труднее с получением кредитов, что может оказаться смертельным ударом для сланцевой индустрии. Извлечение сланцевой нефти сопровождается активным выделением попутного газа, для улавливания, хранения и транспортировки которого у американских операторов в условиях снижения прибыли и банкротств уже нет инфраструктуры и производственных мощностей. Так, например, по данным американского Агентства по охране окружающей среды выбросы метана и двуокиси углерода в результате неполного сжигания попутного газа только в Пермском бассейне вполне сравнимы с выхлопными выбросами 2 млн. автомобилей. Это ставит сланцевые компании на первое место в очереди на прекращение дальнейшего кредитования.



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Комментарии Аналитика Новости Online Спецпроект "Экология" Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2020 Центр энергетической экспертизы
Сетевое издание «Центр энергетической экспертизы» внесено в реестр зарегистрированных СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 3 августа 2018 года. Регистрационный номер Эл № ФС77-73423.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции