Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Вы поддерживаете идею введения уголовной ответственности за кражу электроэнергии?
Нет 75%
Да 25%
Всего голосов: 36
Голосование проводилось
с 3 по 10 апреля
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ

ГАЗОТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН ЕВРОПЫ ПОКА ЯВЛЯЮТСЯ ИЗБЫТОЧНЫМИ

Газотранспортные системы стран Европы пока являются избыточными
Николай Подлевских,
начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»

Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент":

Большие деньги - это большая политика, а строительство трубопроводов - это не только большие деньги, это еще и долгосрочное влияние и последующая привязка стран друг к другу. Именно поэтому столько копий ломается вокруг строительства трубопроводов. Но это не освобождает от необходимости правильно и по возможности объективно оценить будущие потребности региона в газе.

Что касается оценок потребности в газе со стороны европейских покупателей, то здесь в расчет должны приниматься и сегодняшняя трудная ситуация в экономике и наращивание поставок СПГ со стороны Катара и Северной Африки, а так же возможные поставки СПГ из США. Но не стоит забывать и перспективный рост потребности в газе, в том числе по причине замещения газом других энергоносителей. Напомним, в частности, о планах основных стран Европы уходить от использования атомной энергии. В этой связи озвученные зампредом правления Газпрома Александром Медведевым прогнозы компании о том, что в 2020 году Европе потребуется дополнительные 80 млрд м3 (а к 2025 году -145 млрд м3) природного газа кажутся довольно амбициозными и оптимистичными, но не лишенными оснований.

Пока газотранспортные системы являются избыточными. На сегодня в Европе имеется значительный потенциал незадействованных терминалов по приему СПГ. Избыточны и трубопроводные мощности. С учетом ГТС Украины резервы газоэкспортных возможностей Газпрома на сегодня оцениваются более, чем в 100 млрд кубометров. Так, проложенные две нитки трубопровода Северный поток, имеющие мощность до 55 млрд кубометров газа в год, загружаются менее, чем наполовину. Сильно недозагруженной является ГТС Украины. А в результате намеченного строительства газопровода Южный поток и двух новых веток Северного потока газотранспортные возможности Газпрома будут превышать 370 млрд м3, что более, чем в 2,5 раза превосходит текущий уровень экспорта Газпрома в Европу. В этой связи экономическая целесообразность строительства трубопровода Южный поток может быть поставлена под сомнение, так же как и избыточным кажется проект строительства трубопровода Ямал-Европа-2. Однако даже сами планы построения альтернативных путей поставок газа резко снижают зависимость страны от транзитных проблем, и, как возможный вариант, позволят получить контроль над ГТС Украины. В этой связи накачивание избыточных газотранспортных мускулов уже не будет казаться пустой тратой денег.

Строительство трубопроводов зависит не только от финансовых вливаний, но и от политических решений. Это касается и проекта Nabucco, который долгое время был виртуальной альтернативой нашему Южному потоку. Причем в утробно-бумажной фазе он пребывал порядка десятка лет, но в итоге так и не был реализован. Подписанное соглашение Азербайджана с Турцией по поставкам газа с их месторождения Шах-Дениз практически ставит крест на проекте Nabucco, поскольку в нем предполагалось, что азербайджанский газ, в том числе и из Шах-Дениз, станет наполнителем этого газопровода. Проект газопровода TANAP предполагает строительство в три очереди. Первая линия – самая маленькая – является наиболее реальной и связывает Азербайджан и Турцию. По ней поставки планируются в объеме до 16 млрд кубометров газа. Значительную часть их потребит Турция. Эту первую очередь можно считать пристрелочным вариантом, потому что, по моему мнению, в Турции она может и закончиться. Дело в том, что впереди по дороге этого газопровода лежит Грузия, которая захочет что-то за это получить. Объемы остальных двух очередей называют по разным данным от 30 млрд – это будет зависеть от разработки Шах-Дениз. Успешность проекта определяется многими аспектами, в том числе и тем, как будут развиваться события на Каспии. Вторая и третья очереди TANAP находятся в еще более отдаленной перспективе. По одному варианту – через Босфор в Турции и дальше в Южную Европу. По другому – могут построить терминал СПГ на средиземноморском побережье и возить газ в сжиженном виде в Южную Европу. Есть вариант поставок через Грузию и далее по дну Черного моря.

Однако это все пока только виртуальные планы. Наиболее реалистичной и близкой к воплощению выглядит лишь первая очередь. Основная причина этого заключается в том, что по достоверным объемам добычи газа пока много вопросов. Кроме того, не определен правовой статус Каспия, а также есть сомнения по территориям, где пройдет газопровод. Турция для европейских потребителей тоже не является бесспорной страной-транзитером, так как и курды, и сложные отношения Турции с Сирией могут создать проблемы для транспортировки. Варианты присоединения Туркмении к этому проекту упираются в Каспий. Не говоря уже о том, что у Туркмении есть альтернативы сбыта собственного газа в виде поставок в Китай и уже имеющихся проектов других южных газопроводов – конкурентов TANAP. Хоть туркмены и говорят, что у них возможности добывать газ есть в объеме больше 80 млрд кубометров прямо завтра, но нарастить объемы добычи в реальности, по мнению Газпрома, не так-то просто. Думаю, что говорить о дополнительной добыче в 15-20 млрд еще можно, хоть и с натяжкой, но точно не в близкой перспективе. Проект TANAP сталкивается с теми же проблемами, что и все трубопроводы: во-первых, найти деньги и уговорить тех, по чьим территориям пройдет труба; во-вторых, откуда добыть то, чем эту трубу можно наполнить; в-третьих, необходимо решить вопрос со спросом.

На данный момент не очень точно понятно, насколько в Южной Европе будет расширяться спрос, что будет дальше с поставками из Северной Африки и какой будет динамика (и маршруты) поставок газа из расположенного в Персидском заливе месторождения Южный(Катар)/Северный(Иран) Парс.

Что касается финансирования проекта TANAP, то сейчас это делают Азербайджан и Турция, которые между собой строят первую очередь, а затем подписанты будут, скорее всего, те же, что и в проекте Nabucco. Если TANAP и будет расширяться, то основными покупателями газа из этой трубы и потенциальными финансирующими странами будут Италия и Греция, которые испытывают сейчас определенные экономические трудности и особо не спешат с реализацией этого проекта. Северные же страны Европы, где есть и деньги, и возможности, снабжаются из российского Северного потока, прокладывание 3-ей и 4-й веток которого более вероятно и ближе, чем реализация проекта TANAP в полном объеме.

На каждом из названных мною этапов этот проект сталкивается с проблемами – и денег не хватает, и наполнять нечем, и все это в динамике. Когда Туркмения была готова поставлять газ, не было возможности инвестировать, потом, как только она появилась, туркмены уже проложили свой газопровод в Китай. Сейчас уже с финансированием проекта из Европы сложности. Главная беда всех этих долгосрочных проектов заключается в том, что до половины закладывается политическая составляющая, когда все друг на друга давят и ищут решения в свою пользу.

На тот же Шах-Дениз претендуют уже около пяти европейских проектов, хотя они все еще виртуальные. И в таких сложных и долгосрочных проектах, как газопроводы, при оценке их реалистичности нужно смотреть на то, что запланировано на ближайшие 3-5 лет. Если планы переваливают это срок, то это надо учитывать, и всерьез рассматривать, по моему мнению, такие проекты не стоит. В особенности там, где возникают избыточные газотранспортные мощности. Тем более что транспортный запас карман, конечно, не только не тянет, но в первую очередь потому, что сильно его облегчает. 



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2012 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции