Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Вы поддерживаете идею введения уголовной ответственности за кражу электроэнергии?
Нет 75%
Да 25%
Всего голосов: 36
Голосование проводилось
с 3 по 10 апреля
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ
21 сентября 2012, 18:09

ФАКТИЧЕСКИ, ТАКИМ ШАГОМ ГАЗПРОМУ УДАСТСЯ ОБОЙТИ ТРЕТИЙ ЭНЕРГОПАКЕТ ЛИШЬ НА ВРЕМЯ

Фактически, таким шагом Газпрому удастся обойти Третий энергопакет лишь на время
Сергей Кондратьев,
заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»

Кондратьев Сергей, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:

Насколько я понимаю, Газпром не является первопроходцем в вопросе разделения логистики и трейдинга. Это можно рассматривать как прецедент в нашей российской практике. Но если посмотреть на некоторые западные компании, то они уже пошли по этому пути, хотя тоже сопротивлялись довольно долго мерам, предпринятым Еврокомиссией. Это было связано с большим числом обременений по требованию доступа к газовым сетям независимых производителей. В данном случае многие из них решили, что вместо того чтобы находиться под жестким регулированием, легче даже не разделить, а сразу избавиться от активов в виде газотранспортных сетей. Решение Газпрома достаточно логично, с той точки зрения, что условия Третьего энергопакета придется выполнять, а значит, разделять монопольный конкурентный вид деятельности тоже надо. Вопрос сейчас в том, насколько далеко это может зайти. Раньше Газпром настаивал на том, чтобы сохранить подконтрольным весь свой бизнес в Европе в рамках одной компании. Однако позиция Еврокомиссии оказалась достаточно жесткой, поэтому необходимо разделение по собственности.

Пример разделения, который близок нам, - это российская энергетика, когда формально ФСК не может владеть какими-то генерирующими активами и наоборот – генерирующие компании не могут владеть сетями. В данном случае этот принцип таит для Газпрома значительно большую угрозу, в то время как выделение из одной компаний нескольких и разделение их по видам деятельности не предполагает ощутимого урона для бизнеса. Вполне возможно, что от каких-то активов придется избавляться. Формально Газпром соблюдает условия Третьего энергопакета, но при этом навряд ли перестанет как монополист управлять своими дочками.

Этот шаг не формальный. Мы следуем в русле принятых Еврокомиссией решений, но для Газпрома важно, что при таком разделении повышается прозрачность отдельных бизнесов. Когда у вас одновременно и транспорт газа, и сбыт находятся в одной компании под одним управлением, то для того же регулятора не всегда понятны схемы потоков или издержки, которые возникают у компании. Этот момент является для Газпрома тоже достаточно неприятным. Когда компании будут разделены, то для самих национальных регуляторов будет более понятно, имел Газпром или нет техническую возможность, чтобы какая-то сторонняя компания транспортировала свой газ помимо газпромовского, и действительно ли возникают такие издержки на транспортировку газа или они меньше. В этом плане определенная угроза для бизнеса Газпрома, для будущей рентабельности компании в этом решении есть. Однако для стратегии и дальнейшего продвижения как можно ближе к конечному потребителю сокрушительного удара нам не нанесено. Пока что Газпром может управлять всеми своими «дочками», хотя они и выделены из него.

ГАЗПРОМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОПРОХОДЦЕМ В ВОПРОСЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ И ТРЕЙДИНГА

Фактически, таким шагом Газпрому удастся обойти Третий энергопакет лишь на время. Мы видим, что реформа газового рынка идет уже больше десятилетия. В рамках целевой модели, которой придерживаются европейцы, нам придется двигаться к тому, что рынок газа будет очень конкурентным, то есть будет сильно развит спотовый рынок. Все-таки будет произведено разделение не только по видам деятельности, но еще и по видам собственности. Когда одна компания не сможет владеть одновременно сетями и сбытом.

Мы же понимаем, что те проекты по поддержанию добычи, что есть у Газпрома, то же освоение полуострова Ямал требуют больших инвестиций. Их возврат при этом может осуществляться на длительных промежутках времени. Условно говоря, нам нужна стабильность на два десятилетия, чтобы понять, что эти инвестиции будут возвращены на европейском рынке. Я боюсь, что такого периода времени нам из европейцев никто не даст. Нам ведь казалось, что и Третий энергопакет где-то еще очень далеко, потому что его положения обсуждаются последние четыре года. Однако его имплементация идет, и главное, его действие уже сейчас начинает ударять по позициям Газпрома. В этом плане неопределенность в долгосрочной перспективе только возрастает. Газпрому уже давно пора было пойти на этот шаг, и скорее всего, это будет не последний его шаг по этой дороге, ограниченной энергопакетами. 



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2012 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции