Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Будет ли реализовано полной мере соглашение о снижении добычи нефти?
Да, все участники переговоров выполнят свои обязательства
Нет, кто-то из стран-участниц переговоров нарушит обязательства
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ
07 июня 2012, 14:57

ДЛЯ РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ - КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПОЛИТИКИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Для России международное сотрудничество в ядерной энергетике - ключевой компонент политики повышения конкурентоспособности научных и технических разработок
Андрей Корнеев,
к.э.н., руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН

Андрей Корнеев, к.э.н., руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН:

Для России международное сотрудничество в ядерной энергетике является ключевой компонентой политики повышения конкурентоспособности отечественных научных и технических разработок для обеспечения их соответствия наиболее высоким мировым требованиям в ходе расширения отечественного присутствия на зарубежных высокотехнологичных рынках. В интересах нашей страны также лежит последовательное углубление координации с американскими партнерами для поиска оптимальных решений по развитию открытого доступа всех стран к ядерной энергии при одновременном укреплении режима нераспространения оружия массового уничтожения и обеспечении гарантированной надежности и безопасности эксплуатации АЭС.

В рамках такого подхода российская сторона опирается на ряд приоритетных для нашей страны элементов концепции перехода к атомной энергетики будущего на перспективу до 2050 г. К ним, в частности, относятся повышенная безопасность АЭС в условиях особо тяжелых аварий, замкнутый ядерный топливный цикл и воспроизводство ядерного топлива, постепенное уменьшение объёма добычи природного урана, решение таких актуальных экологических задач, как безопасное обращение с отработанным ядерным топливом, централизованное переработка разнообразных радиоактивных отходов, их надежное окончательное захоронение, плановая безопасная утилизация выработавших ресурс производственных ядерных объектов.

После вступления в силу в январе 2011 г. основополагающего Соглашение России и США о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии российско-американские контакты заметно активизировались. Новый позитивный рабочий настрой был задан в апреле 2012 г. после того как Обнинске состоялось третье заседание рабочей подгруппы по гражданской ядерной энергетике в рамках Рабочей группы по ядерной энергетике и ядерной безопасности двусторонней Российско-американской президентской комиссии. При этом представительная американская делегация руководителей и специалистов Министерства энергетики США, а также национальных энергетических лабораторий в Айдахо и Лос-Аламосе посетила Белоярскую АЭС, детально осмотрели действующий энергоблок БН-600 и строящийся комплекс БН-800. С американской стороны был проявлен большой интерес к практическим вопросам организации безопасной эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах и ряда российских инноваций в этой области, отмечена желательность разворачивания двусторонних исследовательских и коммерческих проектов по новым конструкционным материалам, по формированию замкнутого ядерно-топливного цикла, тестированию различных видов топлива, использованию быстрых реакторов, по обучению и переподготовке персонала.

Вместе с тем намечавшийся ранее переход к реализации большого количества совместных контрактных проектов пока откладывается из-за медленных темпов выхода американской экономики из текущего финансово-экономического кризиса и сохраняющейся неопределенности с приоритетами федерального и частного финансирования.

В преддверии предстоящих президентских выборов в США начался новый этап многосторонних дискуссий по переосмыслению роли и места ядреной программы в развитии национальной энергетики. При этом как демократы, так и республиканцы проявляют тактическую осторожность и не торопятся сразу намечать окончательные решения сложных для восприятия общественным мнением вопросов сбалансированной структуры будущего топливного баланса и ядерной безопасности, а также стараются не акцентировать и не конкретизировать в деталях до конца предвыборной кампании свои окончательные планы по модернизации гражданской энергетики.

Среди проблем, стоящих перед атомной энергетикой США, следует отметить сложную ситуацию на нестабильных энергетических рынках и относительно низкие цены на природный газ, после того как стали доступны дополнительные запасы сланцевого газа. Все это создаёт трудности для финансирования строительства не только новых атомных энергоблоков, но и любых других мощных электростанций, так как общее потребление электроэнергии в США из-за общего финансового кризиса в последние годы заметно сократилось.

Хотя в февраля 2012 г. федеральная Комиссия по ядерному регулированию (NRC) впервые за последние 30 лет одобрила выдачу лицензии на строительство в штате Джорджия двух новых атомных реакторов проекта AP1000 на АЭС «Вогтл», для почти всех действующих сейчас в стране 104 атомных энергоблоков необходима частичная или полная модернизация с продлением лицензий на эксплуатацию. Ещё 34 новых реактора намечено построить в период до 2030 г. В 2013 г. США планируют потратить на ядерную отрасль из федерального бюджета около 11,5 млрд. долл., но основная часть этих средств предназначена для ремонта и перемещения хранилищ ядерных материалов, обеспечения безопасности по новым более жестким стандартам и контроля за распространением радиоактивных материалов, а не для перспективных НИОКР или международных программ.

В докладе Главного контрольно-финансового управления США (GAO), опубликованном в марте 2012 г. и посвященном состоянию ядерной энергетики США, отмечалось, что в стране пока полностью не определены должным образом ни перечень основных приоритетов, ни способы будущего взаимодействия с бизнесом и иностранными партнёрами для достижения поставленных целей.

С учетом интересов сторон и текущих реалий, к числу наиболее актуальных будущих направлений российско-американского сотрудничества в первую очередь следует отнести защиту действующих и новых АЭС от опасных внешних воздействий и стихийных бедствий, а также систему организационных мер по управлению запроектными и тяжелыми авариями, а также для обеспечения глубокоэшелонированной автономной внутренней защиты. Большую практическую пользу мог бы принести обмен опытом обеих стран по продлению срока службы действующих старых энергоблоков до 60 и далее до 80 лет.

Весьма целесообразной является также разработка мер обеспечения комплексной информационной и кибернетической безопасности, всесторонней физической защиты станций и их персонала, а также средств нейтрализации воздействия новых видов компактного электромагнитного импульсного оружия военного и террористического назначения. В ближайшем будущем будет необходимо решать проблемы дополнительных многосторонних рисков в связи с появлением новых типов производственных компьютерных вирусов диверсионно-террористического назначения в ходе полномасштабного внедрение технологий интеллектуальных электрических сетей (Smart Grids) и цифровых систем автоматизации управления производственными процессами (АСУТП – SCADA). В плане снижения критичности человеческого фактора желательно сотрудничество по обеспечению защиты среды рабочих мест, ускоренному повышению квалификации персонала, постепенному выводу человека из прямых процессов и систем управления энергетическим производством. С этой целью необходимы совместные усилия по внедрению таких подсистем контрольно-регистрирующего обеспечения комплексной безопасности АЭС, как: дистанционный мониторинг и контроль всех технологических параметров функционирования производственных систем; раннее алгоритмическое выявление техногенных аварий, угроз промышленного шпионажа и террористического нападения; регулярная проверка работоспособности и операционной надежности персонала; мониторинг состояния параметров рабочей среды размещения персонала и вспомогательного технологического оборудования.

Продуктивное российско-американское сотрудничество может развиваться в рамках долгосрочного прогнозирования и активного многостороннего сотрудничества по предотвращению перспективных техногенных угроз; развития систем тренажеров для автоматизированного производственного обучения персонала; создания новых международных стандартов подготовки специалистов по безопасности предприятий ТЭК и унифицированных процедур их аттестации; обмена технической информацией и создания международных баз данных по аварийным ситуациям в энергетических сетях; выработки процедур международного взаимодействия в критических ситуациях по предотвращению и ликвидации последствий крупных аварий и катастроф.

Важное положительное международное значение могла бы иметь последовательная и согласованная российско-американская политика в отношении перспективного процесса дальнейшей интернационализации ядерного топливного цикла с целью снижения опасности хищений ядерных материалов. В этом плане возможно расширение профиля проектируемых новых международных центров по коммерческому обогащению урана на безопасную переработку различных видов ядерного топлива и надежную изоляцию радиоактивных отходов.

В перечне возможных программ будущего российско-американского научно-технического сотрудничества можно также выделить строительство плавучих атомных тепловых электростанций, совмещенных с когенерацией на основе океанических вертикальных температурных градиентов и выработкой топливного водорода, энергетические атомные реакторы малой мощности, безопасное производство и использование смешанного уран-плутониевого топлива, включение тория в ядерный топливный цикл, строительство опытно-демонстрационных центров по глубокой переработке радиоактивных отходов, создание коммерческих свинцово-висмутовых реакторов на быстрых нейтронах, освоение ускорительно-управляемых систем дейтериумного цикла для работы в импульсном и постоянном режимах; жидкостно-солевых энергетических реакторов, а также интенсивных термоядерных источников нейтронов.



Другие новости в сюжете:
9 января 2017
Энергетика в 2017 году: прогнозы экспертов
16 декабря 2016
Кооперация в атомной сфере входит в перечень первоочередных проектов российско-японского сотрудничества
16 декабря 2016
Россия и Япония подписали меморандум о сотрудничестве в атомной сфере
ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2012 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции