Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Будет ли реализовано полной мере соглашение о снижении добычи нефти?
Нет, кто-то из стран-участниц переговоров нарушит обязательства 82.4%
Да, все участники переговоров выполнят свои обязательства 17.6%
Всего голосов: 17
Голосование проводилось
с 12 по 19 января
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ
14 июля 2011, 14:20

ПРОВЕСТИ МОДЕРНИЗАЦИЮ НПЗ В ПРИКАЗНОМ ПОРЯДКЕ ПО УКАЗКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕВОЗМОЖНО

Провести модернизацию НПЗ в приказном порядке по указке правительства невозможно
Марсель Салихов,
руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов

Марсель Салихов, руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов:

Мне предложение главы Минэнерго Сергея Шматко кажется не очень логичным. Мы же потребляем не сырую нефть, а нефтепродукты. У нас, условно говоря, 500 млн тонн сырой нефти добывается, мощности по переработке составляют формально 250 тонн, а остальное мы вывозим. Какая-то компания добыла, допустим, 10%. Это означает, по предложению Шматко, что она 10% на внутреннем рынке должна обеспечивать. Но при этом НПЗ у нее могут находиться в других районах, или они могут быть недостаточными. У нас нет полной сбалансированности добычи и переработки. Понятно, что у Татнефти или Башнефти избыточная переработка. Они перерабатывают больше, чем добывают. У Роснефти наоборот – добывают больше, чем у них есть переработки. И если мы говорим, что они обязаны по условиям, указанным в лицензии, это делать, но необходимых мощностей у них нет, то возникает вопрос – каким образом они должны эти объемы поставлять. У нас и так все вертикально интегрировано.

Одна из проблем как раз заключается в том, что никто никому ничего не продает. На развитых рынках в той же Западной Европе или США сектора добычи и переработки отделены, и в них оперируют разные компании. У них нет такого как у нас – добычи, транспортировки, переработки и сбытовой сети, и все это, образно говоря, в одних руках. Отношения между разными компаниями у нас отсутствуют, и это не очень хорошо. Плюс дополнительные условия, о которых говорил Сергей Шматко, приведут к тому, что все как было так и будет дальше сохраняться.

Дилемма в том, что у правительства прямых рычагов воздействия нет. Глава правительства может собрать руководителей нефтяных компаний, погрозить им пальцем и сказать, что надо насыщать внутренний рынок и ограничивать экспорт, а не то мы на вас ФАС напустим. Такие рычаги могут подействовать, а могут и не подействовать. Компании сделают вид, что вняли внушению, а потом по данным видно, что они не послушались. По предложению Шматко видно, что правительство хочет иметь своеобразный «кнут», которым можно не просто помахать, но и прямо воздействовать. Но я не уверен, что это приведет к чему-то положительному. Бензиновый дефицит в апреле-мае вызван как раз ручным управлением. Если что-то зажать в одном месте, то система не выдержит в другом. У нас же не административно-директивная экономика Советского Союза.

Цена на бензин в 15 рублей за литр, о которой говорит Геннадий Шмаль, глава Союза нефтегазопромышленников России, это риторика, ориентированная на простого потребителя. Понятно, что когда человек заправляется по 28 рублей, и ему говорят, что это неправильно и бензин должен стоить 15 рублей, то это звучит приятно. Цена бензина не может быть ниже определенной себестоимости. Добыть нефть, привезти, переработать и доставить на заправку бензин – все это стоит определенных денег. Цена складывается из затрат, которые осуществляет компания. Ниже этих затрат цена быть не может.

Если посчитать их по все цепочке, она будет где-то в районе 15 рублей за литр. Но не забывайте, что у нас есть налоги. Есть налог на добываемую нефть – НДПИ, который привязан к мировой цене напрямую. Если по сравнению с прошлым годом цена на мировом рынке выросла с 60 до 120 долларов, это значит, что платежи по НДПИ тоже выросли на 50%. А потом еще произошло повышение акцизов, потому что у нас дефицит бюджета, который надо покрыть, вводя новые налоговые меры. Соответственно у нас выходит, что из розничной цены в среднем 25 рублей 10 рублей – это прямые налоги, которые государство изымает. Поэтому теоретически можно сказать, что бензин может стоить 15 рублей, но для этого надо будет, например, убрать налоги из его стоимости. У нас в стране нефтегазовые доходы – это половина бюджета. И если сказать, что давайте сделаем цену бензина 15 рублей за литр, то придется закрыть школы. Потому что денег нет. Любые решения, которые принимаются, имею последствия. По сравнению со странами Европы у нас не самая высокая цена. А в США в розничной цене бензина доля налогов не такая, как у нас.

Провести модернизацию НПЗ в приказном порядке по указке правительства невозможно. У нас нефтепереработка плохая и старая. Получается, если взять тонну сырой нефти, она имеет конкретную цену на мировом рынке. Привезя ее на завод по нефтепереработке, ты получишь, например, дизельное топливо. Но стоимость этих продуктов, полученных после нефтепереработки, выходит ниже, чем если просто вывозить сырую нефть на экспорт.

В других странах из нефти получают гораздо больше ценных фракций и продуктов, которые имеют большую стоимость. У нас процесс нефтепереработки пытаются стимулировать с помощью пошлин. Мы понижаем пошлины на сырую нефть, но повышаем пошлины на темные нефтепродукты, чтобы не было особой выгоды гнать мазут. Его экспорт сейчас вырос в два раза. Потому что компания за нефть платит большую пошлину, но если ее чуть-чуть переработать до состояния мазута, то пошлина снизится почти на две трети. Нефтяные компании таким образом снижают для себя экспортную пошлину и экономят на налогах. В мире мини-НПЗ с объемом меньше миллиона тонн не рентабельны, а у нас это выгодно. И с этим как раз надо что-то делать



Другие новости в сюжете:
19 декабря 2016
Прогнозы Алекперова, квоты на нефтедобычу и газовый долг Белоруссии: 12-18 декабря
13 декабря 2016
Алекперов рассердил ФАС прогнозами о росте цен на бензин
3 октября 2016
Акциз для нефтяников, рост цен на бензин и перспективы рынка электроэнергии: 26 сентября – 2 октября
ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2012 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции