Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Будет ли реализовано полной мере соглашение о снижении добычи нефти?
Да, все участники переговоров выполнят свои обязательства
Нет, кто-то из стран-участниц переговоров нарушит обязательства
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ

ДЕФИЦИТА БЕНЗИНА КАК ТАКОВОГО И НЕ БЫЛО, СКОРЕЕ САБОТАЖ В РЯДЕ РЕГИОНОВ

Дефицита бензина как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов
Александр Пасечник,
руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

Нефтяные компании эту инициативу оценят положительно, это в их интересах. Они всегда ратовали за то, чтобы продлили сроки производства топлива стандарта «Евро-2», которое с этого года запрещено продавать в стране. С точки зрения экостандартов это минус.

Дефицита ведь как такового и не было, скорее саботаж в ряде регионов. Дефицит был замечен исключительно у независимых переработчиков. Ажиотажный всплеск спроса у автолюбителей спровоцировал пиковый интерес, после чего ценники на автозаправках взлетели вверх. Вертикально интегрированные компании стали придерживать бензин и сбывать его независимым производителям.

Инициатива, которая исходит из Минэнерго, может быть оправдана со стороны нефтяников. Они давно просили правительство продлить сроки, а топливный кризис пришелся им на руку и помог этого добиться. Причины понятны – был кризис, компании не успевали вкладываться в модернизацию НПЗ из-за нехватки инвестиций. Сейчас эта мера правительства по отсрочке регламента и по замораживанию регламентов Евро-2 может позволить компаниям в какой-то степени наверстать свои упущения в модернизации. Плюс Минэнерго говорит о стимулах в виде повышенных акцизов для топлива низкого класса, и пропорционально пониженных – на топливо стандарта Евро-3, что позволит уравновесить цены. Этот момент будет стимулировать компании в производстве высокооктанового топлива и перепрофилирование производства именно на высокосортные марки бензина.

ЕСЛИ СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ, ТО БЕНЗИН БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ ДОРОЖАТЬ, ЧТО МЫ УЖЕ НАБЛЮДАЕМ

Модернизация НПЗ – это проблема системная. У нас все заводы – это наследие постсоветского периода, поэтому сложно говорить, о том, как эта мера скажется на модернизации. Ведь тут еще надо учитывать и тот факт, что автомобильный парк, судя по региональной матрице, довольно старый (без учета городов-миллионников) и потребляет бензин не самого высокого сорта.

Где-то в течение пятилетки мы преодолеем все эти тенденции. Если мы посмотрим на Европу, то там все идет на несколько шагов вперед – Евро-4 и Евро-5, и даже разговоры ведут о более высоких классификаторах, в то время как у нас хотят вернуть  Евро-2. Второй момент касается того, что компании наверняка воспользуются этой ситуацией и будут производить больше дизтоплива и мазут, который пустят на экспорт. То есть эта инициатива может спровоцировать нефтяные компании переориентироваться в сторону мазута, а не бензина, есть такая угроза. А эти самые низкие фракции (мазут, печное топливо) близки, по сути, к сырой нефти, и экспортировать их выгоднее, чем саму нефть, так как на них экспортные пошлины ниже. А подняли-то экспортные пошлины, я напомню, исключительно на бензин. Это такой беспрецедентный случай, когда бензины были выделены как отдельная экспортная единица – по классификатору их выделили из линейки светлых нефтепродуктов – и с 1 мая экспортная пошлина на них увеличена на 44% и составляет 90% от нефтяной. Это заградительная мера и она вполне может приносить дивиденды. Для рынка эта мера достаточно продуктивная. И не забываем, что у нас сейчас некоторые заводы встали на профилактический ремонт или на перепрофилирование. Это тоже спровоцировало определенный дефицит бензинов. Я думаю, что сейчас они будут постепенно выходить с профилактики (она длится от нескольких недель до полутора-двух месяцев), и последствия топливного кризиса будут со временем нивелированы.

А если смотреть дальше, то в принципе бензин будет продолжать дорожать, что мы уже наблюдаем. Сдерживать этот рост будут фискальными мерами с помощью давления ФАС, да и в таком ручном режиме управлять отраслью довольно сложно. Видимо, тогда частота совещаний правительства будет чаще, как это было в начале года, когда компаниям рекомендовали устранить проблемы, и они снизили ценники на несколько рублей. Однако спустя 2-3 месяца ценовая конъюнктура на мировом рынке нефти толкает заправочные ценники вверх.

Не думаю, что у нас рыночные механизмы превалируют хоть в какой-то степени, и поэтому топливо будет дорожать. И опять же говорить о демонополизации рынка не приходится, независимых переработчиков у нас в стране нет. Даже если какие-то энтузиасты построят завод, то где гарантии, что будет его сырьевое наполнение, что на бирже хватит тех объемов, чтобы заполнять новые введенные мощности? Поэтому говорить о том, что у нас будет впереди рыночная ситуация на рынке, нельзя. В целом эта мера в определенной степени логична. Заводы будут работать на то, чтобы нивелировать последствия топливного кризиса, а повышенный акциз на Евро-2 будет сподвигать компании на модернизацию и рост глубины переработки.



Другие новости в сюжете:
19 декабря 2016
Прогнозы Алекперова, квоты на нефтедобычу и газовый долг Белоруссии: 12-18 декабря
13 декабря 2016
Алекперов рассердил ФАС прогнозами о росте цен на бензин
3 октября 2016
Акциз для нефтяников, рост цен на бензин и перспективы рынка электроэнергии: 26 сентября – 2 октября
ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2012 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции