Поиск
Комментарии Аналитика Новости Online Спецпроект "Экология" Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ТЭК: • Все
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, Джубгинская ТЭС, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, итоги 2017 года, Итоги 2018 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, майнинг, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, рутений, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, электромобили, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
СПЕЦПРОЕКТ "ЭКОЛОГИЯ"
Спецпроект Экология
 
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ
21 декабря 2018, 14:56

ЭНЕРГЕТИКА-2019: «МИР» ТРУБОПРОВОДНОГО ГАЗА И СПГ, ОБОСТРЕНИЕ С БЕНЗИНОМ И НЕФТЬ ЗА $70

Энергетика-2019: «мир» трубопроводного газа и СПГ, обострение с бензином и нефть за $70
Пётр Пушкарёв,
шеф-аналитик ГК ТелеТрейд:

Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК ТелеТрейд:

Я выделил бы пять главных тем 2018 года в энергетике.

1) Весь год не умолкала тема передела мирового газового рынка. Успешное согласование и продвижение проектов "Северный поток-2» и "Турецкий поток" не давали покоя нашим американским конкурентам, которые сделали ставку на продавливание своих объёмов СПГ за счёт политического давления, методов шантажа и подкупа, не особо стесняясь в выборе средств. Тема постройки СПГ-терминалов в Литве и Польше, в Германии стала своего рода идеей фикс для США и их союзников в Восточной Европе, а необходимость закупать американский СПГ по более высоким ценам, чем российские поставки газа, объясняли мотивами "политической безопасности", защиты Европы от российского "газового шантажа". И скорее, смешно, чем тревожно, выглядела вся затея с постоянными требованиями США к европейским странам отказаться от второй ветки "Северного потока", угрожали санкциями европейским компаниям, было всё - но это никак в итоге не помешало планам России и европейских стран, действительно заинтересованных в надёжных поставках сравнительного недорогого российского газа. Потребность в газе будет в Европе расти и дальше. Так что, по большому счёту, наш трубопроводный газ отлично уживётся с СПГ-поставками из США или Катара.

И, кстати, не исключено, что Европе не только в ближайшие 10-15 лет потребуется нитка уже и "Северного потока - 3", но и что российский СПГ также будет успешно конкурировать с американским СПГ на тех же самых терминалах. Ведь они не заточены специально только под определённого поставщика. Так что и из порта Сабетта, допустим, с проекта "Ямал СПГ" могут быть налажены вполне регулярные поставки, как только все в Европе поймут, что цена конкурентна. Зато сам факт согласия Европы на постройку СПГ-терминалов уже несколько снизил накал страстей вокруг "Северного потока-2». То, что вторая нитка вскоре заработает и будет всем нужна, будет загружена, уже вполне очевидно.

2) Шоковые апрельские санкции против компаний Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга имели понятный отрицательный эффект на ведение дел и на курс рубля, но были и плюсы. В России всерьёз задумались о замещающих производствах серьёзных силовых установок. В частности, ускорились попытки создания собственных гигантских газовых турбин, которые поставлял попавший под "крымские санкции" Siemens. Проектом занялись совместно "Силовые машины" с "Ростехом", а от правительства разрабатывается финансирование в формате государственно-частного партнёрства под ОКР. С опытным образцом возникли проблемы, но это вполне естественно в условиях таких сложных инженерных разработок, ведь такие турбины до сих пор в мире производят только три страны. И можно ожидать хороших подвижек, а возможно, и первых успешных результатов испытаний к концу 2019 года. 

3) Очень серьёзным оказался бензиновый кризис, когда цены взлетели и почти весь год не хотели останавливаться. А главной причиной всё-таки можно считать непродуманный налоговый манёвр: в результате поставки топлива на экспорт оказались слишком заметно прибыльней, чем реализация бензина на внутреннем российском рынке. Цены поднимались как из-за дефицита, так и чтобы компенсировать "недостающие" доходы нефтяных компаний. Хорошо, что правительство пришло к решению, в основном, не за счёт создания льгот или тепличных условий, компенсаций нефтепереработчикам за "недополученные" ими якобы прибыли, которые и не должны быть такими же высокими, как сверхприбыли от экспорта. А пошли по пути регулирования цен, соглашения, введения квот на обязательные поставки заранее определённой доли нефтепродуктов на внутренний рынок. Договорились и не поднимать цены более, чем в пределах официальной инфляции. 

Однако, думается, что проблема может обостриться ещё не раз и на следующий год - и, возможно, самым верным шагом будет всё-таки ввести на каком-то этапе чёткие лимиты и для оптовых, и для розничных цен. Тот случай, когда бензин - стратегический ресурс страны, и некоторые не вполне рыночные элементы регулирования цен могут быть оправданы, так как строгий контроль над ценами на бензин - это важный ключ к борьбе с ростом инфляции во всей экономике. И эти интересы должны быть первичны по сравнению с интересами нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, которые и так более чем неплохо зарабатывают на экспортных поставках. Они могут потянуть работу на внутренний рынок в заранее определённых объёмах и по регулируемым ценам - как обязательную социальную нагрузку, которая может являться условием продолжения работы на экспорт. 

Если мы не хотим, чтобы "послезавтра" цены на бензин у нас сравнялись с европейскими, а в Европе литр стоит в пересчёте более 100 рублей, и из соображений коммерческой выгоды именно в направлении европейских цен постепенно наши компании и будут двигаться, по крайней мере, хотеть будут, то нам надо принимать превентивные меры и ограничивать правительственными актами или законами любой возможный рот цен заранее. Потом загнать цены на прежние уровни будет очень трудно, а то и почти невозможно.

4) В ноябре правительство одобрило поправки в закон "Об электроэнергетике", дающие возможность развивать "зелёную" микрогенерацию. Важно, что теперь производители энергии от ветряков и солнечных панелей смогут продавать излишки вырабатываемой, но непотребляемой энергии через энергосбытовые организации, и те будут обязаны покупать "зелёную" энергию без предварительных условий и договоров. А потребители "зелёной" энергии смогут при необходимости в пиковые часы добирать энергию из общих централизованных сетей. Проект может быть особенно полезен для малых или удалённых населённых пунктов, и для частников, для мелких и средних предпринимателей.

Ещё один крайне интересный проект - первая плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов", которая будет питать порт Певек на Чукотке. Одобрение Госэкспертизы получено, это будет самая северная электростанция в мире, и это очень интересно в плане развития и дальше прогрессивных "зелёных" технологий. Хотя здесь тоже есть опасения экологических организаций, так что вопрос проработки систем безопасности при реализации такого проекта - должен стоять на первом месте. С другой стороны, при работе системы в штатном режиме, если всё продумано до мелочей, такая электростанция фактически способна не создавать для окружающей среды никаких загрязняющих последствий. Планируется, что "Академик Ломоносов" отправится в Певек весной 2019 года. Интересно будет последить за судьбой этого проекта. 

5) Визитной карточкой 2018 года стали резкие скачки нефтяных цен на биржах. Причём каждое следующее движение цены становилось более-менее очевидным максимум за неделю или месяц, а бывало, что уже и прямо по ходу развития событий. А вот надёжно предсказать динамику котировок на длительный срок, по сути дела, не представлялось возможным. Естественное движение цен вокруг "скелета" из реального соотношения между ростом добычи и ростом мирового спроса, с учётом запасов, сопровождалось не просто большим рыночным шумом с отклонениями в привычно широких пределах от так называемой "справедливой цены», но, особенно во второй половине года, на рынок сознательно и почти всё время оказывали влияние хорошо организованные многоходовые комбинации спекулянтов "электронной нефтью", достаточно далёкими от рынка реальных поставок. В итоге, и рост выше $85, и последующее падение цен до $55 сильно оторвались от фактического баланса сил на нефтяном рынке. 

Ручные американские хедж-фонды, по всей видимости, стали послушным инструментом в руках команды Дональда Трампа, целью которого было понизить цены, чего в итоге к концу года он и смог добиться. Но сначала для этого потребовалось задрать цены, которые и без того имели тенденцию к росту, ещё как можно выше на короткое время, за счёт "притянутых за уши" факторов. Таким поводом стали "странные" и вроде бы жёсткие санкции США против Ирана, которые по сути так и не начали действовать. Но они сильно взбудоражили рынок, который почувствовал потенциальный дефицит добычи, тем более совпало так, что почти одновременно прекратилась большая часть поставок из Ливии и Венесуэлы, начался сезон ураганов - для спекулянтов было просто делом техники взметнуть на этом фоне цены до небес, рассказывая параллельно через новостные ленты ещё и "сказки" про $100 за баррель, которые мы вот-вот все увидим.

Летом на фоне дикого роста цен страны ОПЕК+ решили ещё и прибавить на 1 млн баррелей в день объёмы добычи, причём Саудовская Аравия выразила готовность заместить выпадающие в будущем иранские объёмы, которые в итоге так с рынка и не выпали, не ушли. Летом и в начале осени всё это никак не помешало росту, но зато сказалось сильно позже, когда рыночные "быки" уже сняли прибыль, и цены полетели вниз. Тут-то рынку и помогли припомнить уже все возможные причины для сильной игры на понижение, включая не только замещение иранских объёмов, к которому добавились по сути и сами иранские объёмы, так как санкции толком не заработали, но и рекорды добычи в США - 11,6 млн баррелей в сутки, и разрешение от США для восьми крупнейших стран-потребителей покупать иранскую нефть ещё полгода, и даже сдержанная реакция Трампа на жестокое убийство журналиста в саудовской дипмиссии, что несколько связало руки саудовским руководителям и, возможно, отложило на более поздний срок решение о сокращении добычи. Фактически все подпорки под нефтяными ценами или рухнули, или были убраны одновременно. А тем же фондам дали карт-бланш валить нефтяные цены так глубоко, как только получится, обеспечив информационную поддержку в виде постоянно поднимаемой темы о замедлении мирового роста и особенно роста в Китае - а это стало удобной почвой для правдоподобных слухов о скором падении спроса на энергоресурсы. Те же информационные ресурсы всячески постарались и преуменьшить значение декабрьского решения ОПЕК+ о новом сокращении добычи: общим местом стало утверждение экспертов, что таких цифр снижения добычи будет недостаточно, чтобы сбалансировать рынок.

Однако фактически падение нефтяных цен к концу года выглядит уже чрезмерным: впечатление, что "медвежьи" настроения по нефти поддерживаются больше искусственно. А значит, даже если "дно" ещё, возможно, и не достигнуто, то в первой половине 2019 года мы увидим всё же в какой-то момент отскок в область более равновесных цен - в район $68-72 за баррель. И, вероятно, во второй половине года, после того как нефтяной рынок немного успокоится, цены придут к колебаниям в более устойчивом диапазоне $65-75 за баррель, или, возможно, $60-70 за баррель. Рынок повидал уже за 2018 год все крайности, и вряд ли "толпу" будет легко раскачать так же широко, до тех же цен и с таким разбросом, второй и третий раз за короткое время. Поэтому, думается, следующий год для цен на нефть окажется менее волатильным. 



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Комментарии Аналитика Новости Online Спецпроект "Экология" Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2019 Центр энергетической экспертизы
Сетевое издание «Центр энергетической экспертизы» внесено в реестр зарегистрированных СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 3 августа 2018 года. Регистрационный номер Эл № ФС77-73423.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции