Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Глава Минфина Антон Силуанов называет "сбалансированной" цену на нефть в $40 за баррель. Как вы считаете, справедливо ли это мнение?
Нет, нефть должна стоить $50 или выше 66.7%
Да, все так 14.3%
Нет, нефть должна стоить выше $40 14.3%
Нет, цены на нефть опустятся ниже $40 за баррель 4.8%
Всего голосов: 21
Голосование проводилось
с 2 по 9 октября
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, электромобили, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА КРИЗИСА — ЗАМОРАЖИВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ЦЕН НА БЕНЗИН В УСЛОВИЯХ БУРНОГО РОСТА ЦЕН НА НЕФТЬ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ

Теги: бензин  
Основная причина кризиса — замораживание внутренних цен на бензин в условиях бурного роста цен на нефть на мировых рынках
Марсель Салихов,
руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов

Марсель Салихов, руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов, о корнях топливного дефицита:


Бензиновая лихорадка снова расползается по стране. В ряде регионов — дефицит бензина. Премьер-министр требует разобраться в причинах бензинового кризиса и ликвидировать его. ФАС начинает комплексные проверки нефтяных компаний, ища картельный сговор. Минэнерго сообщает о возможном запрете экспорта на бензин. К делу подключается даже Генпрокуратура.

Стороннему человеку трудно понять, почему в России, одном из крупнейших производителей нефти, с завидной периодичностью наблюдаются проблемы с обеспечением поставок топлива на внутренний рынок. Причины нынешнего бензинового кризиса показывают проблемы, к которым приводит «ручное» управление рыночной экономикой.

Основная причина кризиса — замораживание внутренних цен на бензин в условиях бурного роста цен на нефть на мировых рынках (с начала 2011 года — более чем на 40%). На сопоставимую величину выросли стоимость нефтяного экспорта и нефтегазовые доходы бюджета. Все этому рады — растут доходы государства и нефтяных компаний, снижается дефицит бюджета.

Но если говоришь «а», надо сказать и «б». Повышение мировых цен на нефть должно вести к изменению внутренних цен на нефтепродукты. Если этого не происходит и цена на внутреннем рынке неизменна, это будет автоматически приводить к увеличению субсидии на поддержание низких цен. Компании, действуя из рациональной логики максимизации прибыли, будут пытаться увеличивать экспорт, чтобы не поставлять нефтепродукты на внутренний рынок по заниженным ценам.

ПРИЧИНЫ БЕНЗИНОВОГО КРИЗИСА ПОКАЗЫВАЮТ ПРОБЛЕМЫ, К КОТОРЫМ ПРИВОДИТ «РУЧНОЕ» УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Рано или поздно наступит дефицит. Можно долго искать виноватых, находить признаки сговора, но экономические мотивы создают систему стимулов, которая будет приводить к тому, что топлива на внутреннем рынке по таким ценам будет не хватать.

Как предлагается решать проблему, вызванную «ручным» управлением рынком и введением неформальных ограничений на динамику внутренних цен? 28 апреля правительство экстренно повысило экспортные пошлины на бензин на 44%. Это в принципе правильная мера, но проблему дефицита не решает. Дело в том, что его экспорт — лишь 8% внутреннего производства. Экспорт бензина за весь год позволит обеспечить внутренние потребности экономики лишь в течение одного месяца. Более того, он и так неуклонно снижается — если в 2005–2007 годах Россия экспортировала около 6 млн т бензина ежегодно, то в прошлом году — лишь 3 млн. Повышение пошлин на бензин — правильный сигнал рынку, но одного этого недостаточно.

Нужно развивать рыночные механизмы влияния на цены. Для этого внутренние цены надо отпустить. Введенные второпях пожарные меры грозят побочными неприятными последствиями. Если стоит задача сохранения низких внутренних цен на топливо, нужно снижать и налоговую составляющую внутренних цен, повышая ее для экспорта. Этого пока не сделано, но обещано. Одновременно повышать акцизы, НДПИ и требовать сохранения низких цен на нефтепродукты при скачке мировых цен на нефть — противоречивая политика, которая дестабилизирует весь рынок. Дополнительными «ручными» механизмами его не стабилизировать.

Сильнее всего в этой ситуации пострадали госкомпании, которые изначально имеют меньше возможностей отказаться от «пожеланий» правительства. Потом они же и выступают главными виновниками кризиса.



Другие новости в сюжете:
25 сентября 2017
Акцизы на топливо, газовые перспективы и формирование «Крымэнерго»: 18-24 сентября
22 сентября 2017
Минфин не ждет резкого скачка цен на бензин из-за повышения акцизов
19 сентября 2017
Рост цен при повышении акцизов на топливо в ФАС считают незначительным
ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2017 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции