Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Вы поддерживаете идею введения уголовной ответственности за кражу электроэнергии?
Нет 75%
Да 25%
Всего голосов: 36
Голосование проводилось
с 3 по 10 апреля
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ
29 марта 2017, 11:47

ВАЖНО ГОВОРИТЬ НЕ СТОЛЬКО О ПОТЕНЦИАЛЕ АРКТИКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕСУРСОВ, СКОЛЬКО О ЕЕ ТРАНЗИТНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ

Важно говорить не столько о потенциале Арктики с точки зрения ресурсов, сколько о ее транзитном потенциале
Сергей Кондратьев,
заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»

29-30 марта в Архангельске проходит Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Форум проводится с 2010 года и является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона. Центральной темой форума в этом году станет «Человек в Арктике». Форум призван объединить международные организации, органы государственной власти, научные и бизнес-сообщества из России и зарубежных стран для координации подходов в развитии международного сотрудничества, консолидации усилий по обеспечению стабильного развития Арктики и повышения уровня жизни населения на арктических территориях. Мероприятие проводится при участии президента Российской Федерации Владимира Путина и заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина.

Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:

Программа по освоению Арктики – это довольно долгосрочная программа. Потому что мы, с одной стороны, видим, что есть впечатляющие изменения в технологиях, но, с другой стороны, при текущем уровне цен на углеводороды все-таки далеко не все проекты могут быть эффективны. Хотя на примере того же проекта «Ямал СПГ» заметно, что идет серьезное освоение. Пусть это не проект на самом шельфе, но во всяком случае в Арктической зоне. Мне кажется, что важно говорить не столько о потенциале Арктики с точки зрения ресурсов, сколько о ее транзитном потенциале, так как он будет востребован уже в ближайшие годы.

Ведь Арктика богата не только углеводородными ресурсами. У нас на берегах Северного Ледовитого океана есть месторождения и других полезных ископаемых. Есть и перспективные рыбные ресурсы. Этим ресурсам возобновляемые источники энергии, которые якобы со временем могут вытеснить традиционные, конкуренцию не составят. Для углеводородных ресурсов в перспективе 20-30 лет, по прогнозам и крупнейших международных организаций, да и по планам самих нефтяных компаний, которые очень активно идут в Арктическую зону (это не только Россия, но и Норвегия, Канада), здесь есть определенный оптимизм. Я не думаю, что возобновляемая энергетика сможет в мировом масштабе так быстро (за 20-30 лет) вытеснить углеводородную энергетику куда-то на периферию.

Стратегия в этом регионе должна быть нацелена на всестороннее использование потенциала Арктики. Здесь важна и транспортная составляющая, потому что местные ресурсы надо вывозить. Кроме того, важна и военная составляющая, так как надо обеспечивать безопасность границ – в условиях глобального потепления эта задача становится весьма актуальной. В случае с энергетикой для государства важно рассчитывать, с одной стороны, экономический, бюджетный, налоговый эффекты, и уже на основе этого принимать решение – какую помощь оказывать конкретным проектам. Для одних может оказаться эффективным шагом освобождение их от экспортной пошлины или предоставление им льгот по налогу на добычу полезных ископаемых. А для других проектов и предоставление данных льгот может не привести к их окупаемости. Главное, чтобы государство работало в тесной связке с самими компаниями. Второй важный момент – максимальное привлечение разных игроков и создание конкурентной среды в Арктике. Потому что, чем больше желающих участвовать в освоении, тем более выгодные условия может получить и государство, и общество.

В энергокорзине Арктики несомненно есть место и атомной энергетике. В этом регионе для атомной промышленности я бы выделили два магистральных направления. Первое – обеспечение электро- и теплоэнергией небольших поселений. Причем мы понимаем, что добыча полезных ископаемых – это почти всегда энергоемкое производство. В этом случае, если добывать уголь или нефть, и создавать тут же автономные энергетические установки, которые будут использовать природный газ или нефть как топливо, то эффективность таких проектов может быть достаточно серьезно из-за этого снижена. Поэтому первое важное назначение атомной промышленности в Арктике – строительство небольших плавучих атомных электростанций, которые обеспечат электроэнергией такие производства. Второе, не менее важное направление – это обеспечение судоходства в Арктической зоне. Россия обладает уникальным опытом эксплуатации атомного ледокольного флота. Это может приносить достаточно серьезный доход в новых условиях. Потому что сейчас и Китай, и Япония, и Южная Корея имеют серьезный интерес к проводке судов по Северному морскому пути. Это экономит время (от 10 суток и более) по сравнению с обычными путями доставки товаров в Европу. С другой стороны этот путь позволяет избежать проблем с пиратством и миновать политически нестабильные регионы, как это сейчас происходит при эксплуатации традиционных морских путей. В этом плане для атомной промышленности здесь могут открываться очень серьезные перспективы.

Тот же ледокольный флот, с одной стороны, занимается обеспечением магистрального судоходства. И тут возможно использование опыта, который был у Атомфлота с Норильским никелем в свое время. Когда накапливается партия товара (это может быть и углеводородное, и любое другое сырье), а затем это все вывозится караваном судов, идущих вслед за ледоколом до портов в том же Баренцевом море или в другой пункт назначения. Допускаю, что этот вариант транспортировки может сократить потребности и затраты на создание и использование, например, традиционных трубопроводов. Просто надо помнить, что использование атомных ледоколов на каких-то маршрутах с не очень высокой интенсивностью будет не так эффективно. В большей степени атомный флот необходим при организации постоянного судоходства. Самое главное, что он может подхватить и транзитные потоки – они со своей стороны могут серьезно улучшить экономику для Атомфлота и позволят перераспределить часть платы с недропользователей, которые будут разрабатывать месторождения, на сторонних пользователей.

В принципе развитие Арктики без атомного ледокольного флота проблематично. Тем более что у нас есть такой уникальный сервис. Другие страны, кстати, тоже ищут варианты освоения Арктики, но они ограничены в своих возможностях как раз отсутствием атомного флота в их распоряжении. Без такого флота эффективность работы в Арктике серьезно снижается, потому что приходится серьезно планировать проход судов, строить больше хранилищ, учитывать сезонность и много других факторов. Это неизбежно приводит к увеличению стоимости и для субъектов хозяйствования, и в целом для государства, которому придется это поддерживать. Атомный ледокольный флот – наше конкурентное преимущество на десятилетия вперед. Дело в том, что конкуренции в ближайшие годы ему ждать не приходится. Есть некие планы по созданию такого флота у совсем не арктического Китая, так как имеются серьезные планы по проведению своих торговых судов в Арктической зоне и по работе на шельфовых проектах Арктики. Однако стоит трезво оценивать сроки опытной эксплуатации, по которым ни одна держава в мире с Россией не сравнится. Создание, испытание, наработка такого опыта займет не годы, а десятилетия. Поэтому в ближайшие 10-20 лет составить конкуренцию России на этом поле будет сложно. Надо учитывать, что у нас есть и определенные козыри во внешнеполитической сфере, так как мы пытаемся признать большую часть нашей Арктической зоны – исключительной экономической зоной наших интересов, то работать другим государствам в такой зоне можно только после получения согласования с российской стороной. Если кто-то и будет создавать атомный флот, то вопрос его эксплуатации придется решать либо с нами, либо с нашими соседями по Северно-Ледовитому океану. Хотя я считаю, что именно Северный морской путь в плане развития судоходства наиболее перспективен. Не могу представить себе в зоне влияния США или Канады иных маршрутов в Арктической зоне, где может быть такая же, как у нас, высокая интенсивность движения. 



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2012 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции