Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Будет ли продлено соглашение о заморозке добычи нефти?
Да
Нет
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ
05 августа 2015, 17:50

ДЕФИЦИТ БЕНЗИНА ВРЯД ЛИ ВОЗМОЖЕН, РЕЧЬ О НЕХВАТКЕ БЕНЗИНА СТАНДАРТА ЕВРО-5

Дефицит бензина  вряд ли возможен, речь о нехватке бензина стандарта Евро-5
Дмитрий Баранов,
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

Налоговый маневр, введенный в России с 1 января 2015 года, через два года может привести к дефициту бензина в стране в 5 млн тонн в год. Чтобы этого не произошло нефтепереработчикам нужны новые льготы, считает глава Роснефти Игорь Сечин, который изложил свои расчеты в письме президенту России Владимиру Путину.

Баранов Дмитрий, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

Вот уже второй раз за короткий промежуток времени делаются заявления о возможном дефиците бензина в стране. На прошлой неделе об этом сообщало Минэнерго РФ, и вот заявление главы Роснефти. Минэнерго при этом ссылалось на неготовность страны к переходу на стандарт Евро-5, а господин Сечин на налоговый манёвр. Разберём ситуацию по пунктам. 

В первую очередь нужно сказать, что вряд ли возможен дефицит бензина в принципе, скорее, речь может идти о нехватке бензина стандарта Евро-5, потому что не все НПЗ страны закончили модернизацию под его производство. Вообще же, производственные мощности отечественных нефтеперерабатывающих заводов позволяют произвести больше топлива, чем его производится сейчас, только более низкого стандарта, по крайней мере, пока. 

Что касается налогового манёвра, то стоит напомнить, что, во-первых, решение о нём принималось на уровне первых лиц государства и было одобрено ими. Государство, понимая важность отрасли, не стремится просто увеличивать фискальную нагрузку на неё, но и создаёт возможности для развития добычи и переработки нефти в стране. Должен этому способствовать и налоговый манёвр в отрасли. 

Одной из задач, которую призван решить налоговый манёвр, как раз является создание условий по интенсификации освоения месторождений с вязкой и сверхвязкой нефтью, а существовавшее ранее налоговое законодательство, этому не очень способствовало из-за высокой фискальной нагрузки, которая делает разработку таких месторождений нерентабельными, ведь фиксированная нагрузка на нефтяников фактически убивает месторождения с высокими издержками. Замена НДПИ на НФР сделает налогообложение отрасли более гибким, позволит добывающим компаниям в меньшей степени сокращать инвестиции, так как показатель чистой рентабельности месторождений станет менее зависимым от внешних рынков. 

Компании, которые имеют мало льгот при существующей системе налогообложения, действительно могут получить дополнительный импульс развития, так как часть фискальной нагрузки на них будет перераспределена. Но и остальные компании, не окажутся обделены, так как они получат выигрыш в других аспектах. 

То, что в результате налогового манёвра в сегменте переработки будет снижаться рентабельность было ясно изначально, однако в правительстве особо подчёркивали, что это снижение временное, которое продлится до завершения цикла модернизации производственных мощностей. Фактически манёвр заключается в том, что увеличиваются одни виды фискальной нагрузки и снижаются другие, то есть система налогообложения отрасли остаётся примерно в равновесии. Да, происходит снижение пошлин и акцизов, уменьшаются поступления в бюджеты всех уровней, с другой стороны, дальнейшее ужесточение фискального режима в нефтяной отрасли грозило бы замедлить её развитие, ухудшило бы конъюнктуру рынка, что, в конечном итоге, привело бы к снижению поступлений в бюджеты всех уровней. 

Однако, ситуация может довольно быстро нормализоваться, ведь снижение фискальной нагрузки послужит мощным стимулом для дальнейшего развития нефтяной отрасли, и объёмы добытой нефти и произведённых нефтепродуктов вырастут, что благоприятно скажется на объёме средств поступающих в бюджет. Так как налоговый манёвр действует меньше года, то, понятно, что его параметры ещё не стабилизированы и могут быть пересмотрены, по крайней мере, часть из них. Собственно письмо господина Сечина свидетельствует именно об этом. Если вопрос будет рассматриваться в октябре, как сообщают СМИ, то очевидно, что до этого времени в отрасли и в федеральных органах исполнительной власти будут обсуждать возможность изменения параметров манёвра, искать аргументы «за» и «против», но скорее всего, окончательное решение будет принято только на комиссии по ТЭКу.

Топливный рынок является одним из ключевых сегментов всей нефтяной отрасли страны. И это неудивительно, ведь он вносит существенный вклад в экономику страны, обеспечивает работу транспортной отрасли, то есть фактически связывает страну воедино. Так что понятно, почему состоянием топливного рынка, ценами на бензин и солярку интересуется почти вся страна. Однако есть несколько распространённых ошибок, которые совершаются при анализе топливного рынка. 

Во-первых, некорректно напрямую связывать изменение стоимости нефти и стоимости топлива. Цена литра бензина или дизельного топлива не складывается лишь из стоимости самой нефти, доля самой нефти в стоимости топлива не столь велика, гораздо большую долю занимают другие составляющие в структуре цены литра топлива. Во-первых, это фискальная нагрузка в виде налогов и акцизов. Во-вторых, это расходы на переработку нефти, превращение её в топливо. В-третьих, это транспортные расходы на доставку его до мест реализации. В-четвертых, это прибыль самих нефтяников, ведь они не могут работать «в ноль», или даже себе в убыток. Поэтому, если одна из составляющих цены топлива снизилась, в данном случае изменение фискальной нагрузки, то это не означает, что автоматически снизится стоимость литра топлива.

СТОИМОСТЬ ТОПЛИВА ПРОДОЛЖИТ РАСТИ

Что касается возможных изменений стоимости топлива в ближайшие месяцы, то ждать снижения не стоит, топливо и дальше продолжит расти в цене. Во-первых, в силу увеличения спроса на него. Во-вторых, из-за стабильно высоких, в контексте сложной ситуации на валютном рынке, инфляционных ожиданий. В-третьих, из-за сложной геополитической обстановки и введённых против России экономических санкций. Кроме того, рост цен возможен из-за изменения налоговой политики государства, в частности, если в параметры налогового манёвра будут внесены какие-то изменения возвращающие ситуацию, пусть и частично, к «доманёвренной» эпохе. Не стоит забывать и о росте стоимости товаров и услуг, используемых российскими НПЗ в своей деятельности. 

Понятно, что если стоимость топлива будет расти, то, естественно, что это отразится на потребителях, которые будут вынуждены платить больше не только за сами ГСМ, но и за многие товары, ведь в основном, их доставка осуществляется автотранспортом, одним из основных потребителей бензина и дизельного топлива. 

Маловероятно, что государство директивными методами сможет затормозить рост цен, потому что это, во-первых, нарушает законодательство. Во-вторых, это вряд ли осуществимо технически. В-третьих, это может привести к резкому снижению поступлению в бюджеты всех уровней от нефтяной отрасли. И, наконец, именно попытка властей сдержать цены может привести к дефициту топлива в стране, в чём они вряд ли заинтересованы.



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2012 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции