Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Вы поддерживаете идею введения уголовной ответственности за кражу электроэнергии?
Нет 75%
Да 25%
Всего голосов: 36
Голосование проводилось
с 3 по 10 апреля
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » КОММЕНТАРИЙ
24 января 2014, 19:05

ЭНЕРГОСТРАТЕГИЯ-2035 ОБОЗНАЧИЛА КУРС НА РАЗВОД ПО-ГАЗПРОМОВСКИ

Энергостратегия-2035 обозначила курс на развод по-газпромовски
Николай Подлевских,
начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»

Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент":

Газпром обладает уникальной газотранспортной системой. Это его огромное преимущество, но одновременно и огромная ноша. Компания вкладывает огромные ресурсы для поддержания и развития газотранспортной системы. Уже давно раздаются голоса, да и проводятся серьезные обсуждения возможности и целесообразности выделения газотранспортного бизнеса компании. В Энергетической стратегии «ЭС-2035» записана такая формулировка по указанному поводу: «На внутреннем рынке природного газа необходимо стимулирование развития независимых производителей, развитие их двусторонних договорных отношений с крупными потребителями, установление недискриминационных для всех участников правил доступа к инфраструктуре ОАО «Газпром». Необходимо расширить биржевую торговлю природным газом и превратить их результаты в основной ценовой маркер для внутреннего рынка. В перспективе необходимо завершить отделения естественно-монопольных видов деятельности от конкурентных в системе ОАО «Газпром», а в дальнейшем осуществить переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам».

Как видим, основой акцент в стратегии сделан на развитие независимых производителей. Собственно такая работа уже активно проводится. Доля Газпрома на внутреннем рынке неуклонно снижается. А такие производители как Роснефть и НОВАТЭК становятся все более заметными игроками на внутреннем рынке, и в ближайшие годы будут обеспечивать до половины всех внутренних поставок газа.

Однако относительно возможности выделения газотранспортной естественно-монопольной составляющей бизнеса компании в «ЭС-2035» сказано очень аккуратно. И конкретной целевой задачи получить такое выделение даже к концу срока действия стратегии в 2035 году в стратегии не поставлено. Однако проводится явное движение к возможности такого рода выделения. В частности проводятся шаги по раздельному учету финансовых показателей добычи, транспортировки и сбыта. Так, в вышедшей отчетности Газпрома по МСФО по итогам 9 месяцев видим, что выделяются компоненты операционных затрат на транспортировку. Слагаемое в выручке компании за счет транспортировки газа выросла в 2013 году на 34% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года и достигла 120 млрд. рублей, что составило почти 10% от суммарной выручки компании. Это очень большие цифры, которые еще имеют очень большой потенциал роста.

Дело в том, что по экономической целесообразности выручка от прокачки газа потенциальной газотранспортной компании должна покрывать все текущие издержки, а также позволять осуществлять инвестиционные проекты. А трубопроводные инвестиционные проекты действительно колоссальны. Так, намеченные на сегодня проекты Газпрома по строительству газопроводных магистралей потребуют вложений в десятки миллиардов долларов. В рамках единого Газпрома можно позволить в некоторые периоды осуществлять громадные проекты, снижая инвестиционную активность в другие годы. (Очевидно, что для более крупной компании легче мобилизовать огромные ресурсы).

Однако в рамках единой компании трудно выдержать принцип равнодоступности газотранспортной системы. Сама компания всегда будет иметь приоритет перед другими производителями, а независимым производителям диктовать невыгодные условия либо покупки газа, либо доступа в трубу. Кроме того, разделение бизнесов могло бы сделать хотя бы чуть более прозрачным бизнес компании и, возможно, нащупать пути по снижению стоимости газотранспортных проектов, позволить форсировать приход на рынок независимых производителей газа.

Но не забываем, что очень важно еще учитывать различные стратегические интересы государства. Например, то нужно ли нам форсировать распродажу ресурсов, к которой будет подталкивать такого рода выделение? Или интересна ли нам перспектива возникновения конкуренции производителей на наших традиционных рынках сбыта в Европе? Так что особенно торопиться с таким разделением, возможно и не нужно.

И все же, думается, что движение в обозначенном в «ЭС-2035» направлении по выделению газотранспортного бизнеса будет постепенно происходить, тем более что этого очень хотят наши европейские партнеры. А в той же стратегии сказано, что «задача внешней энергетической политики - стабильные отношения с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование столь же устойчивых отношений на новых энергетических рынках. Для преодоления кризиса во взаимоотношениях с европейскими потребителями природного газа (спад спроса, ужесточение конкуренции, трансформация модели ценообразования, неблагоприятное регулирование – Третий энергетический пакет, целевая модель рынка газа и пр., судебные конфликты) необходима адаптация контрактной системы к современным тенденциям развития рынка…». Так что наших «заклятых партнеров» мы очень ценим и в значительной мере прислушиваемся к их мнению и обозначить движение в сторону бракоразводного процесса можно сделать только ради них. (Тем более что практикой фиктивных бракоразводных процессов ради экономических интересов теперь уже никого не удивишь).

А вот о реальности столь многотрудного и не очевидного шага нужно будет говорить позднее.



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2012 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции