Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Как отразится победа Трампа на выборах в США на нефтяных ценах?
Победа Трампа не повлияет на нефтяные цены 49.8%
Цены снизятся в краткосрочной перспективе 17.4%
Цены пойдут вниз и надолго 16.6%
Цены на нефть вырастут 16.2%
Всего голосов: 259
Голосование проводилось
с 9 по 16 ноября
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » АНАЛИТИКА
14 ноября 2016, 15:03

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ДОНАЛЬДА ТРАМПА

Энергетическая программа президента Дональда Трампа
Андрей Корнеев, к.э.н., руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН

Андрей Корнеев, к.э.н., руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН, специально для Центра энергетической экспертизы

Победа Дональда Трампа на президентских выборах и обеспечение действующего большинства республиканских кандидатов на выборах в Конгресс США вызвали значительный интерес специалистов и общественности к уже анонсированным изменениям во внутренней и внешней энергетической политике США. Хотя окончательный вариант энергетической программы нового президента еще будет дорабатываться в ближайшие месяцы, по ряду его ключевых выступлений в ходе предвыборной кампании можно достаточно определенно выявить ее основные принципы и позиции.

Продолжая курс на усиление энергетической независимости страны, Дональд Трамп намерен предоставить максимальную свободу и поддержку энергетическому частному бизнесу, который на основе полного вовлечения в эксплуатацию внутренней американской минерально-сырьевой базы должен резко увеличить объем производства топливной продукции для полного удовлетворения внутреннего спроса и развития экспорта. При этом декларируется необходимость обеспечения защиты окружающей среды на основе применения новых технологий добычи минерального сырья и утилизации энергетических загрязняющих отходов.

В рамках намечаемой «минерально-сырьевой энергетической революции» предполагается использовать ранее законсервированные или недоступные для старых технологий добычи запасы углеводородо-содержащих сланцевых пород, а также наземных и шельфовых месторождений нефти, природного газа и угля общей прогнозной стоимостью около 50 трлн долл. Объявив энергетическое доминирование на внутренних и внешних рынках «стратегической экономической и внешнеполитической целью» Соединенных Штатов, Трамп надеется ежегодно создавать до 1,5 млн новых рабочих мест с фондом заработной платы до 30 млрд долл., снижать внутренние цены и энергетические затраты потребителей, последовательно умножать национальное богатство страны, а также гарантировать лидирующие технологические и конкурентные позиции американских топливных корпораций. При этом ставится задача полного прекращения зависимости от импортных поставок топлива из стран ОПЕК и государств с враждебными США интересами.

Главными задачами государственных органов власти по планам республиканцев должно стать снятие оставшихся ограничений и обеспечение свободного хозяйственного доступа путем кредитного инвестиционного лизинга для добывающих компаний ко всем имеющимся топливным месторождениям, расположенным на суше и на шельфе в пределах федеральной юрисдикции. С целью снижения загрязняющих выбросов при выработке электроэнергии на тепловых электростанциях планируются целевые субсидии и налоговые льготы, способствующие увеличению доли природного газа в топливном балансе.

В качестве одного из первых практических действий Дональд Трамп планирует безотлагательно выдать разрешение на строительство четвертого этапа нефтепровода Keystone XL, ранее (в 2013 году) запрещенного администрацией Барака Обамы, несмотря на многочисленные изменения его проекта для минимизации возможного экологического ущерба. Это намерение имеет принципиальное значение для быстрого создания новых транспортных мощностей с целью увеличения поступления американской и канадской нефти на нефтеперерабатывающие заводы и экспортные терминалы портов Мексиканского залива. Существующие участки этого трубопровода уже перекачивают нефть из провинции Альберта в Канаде на нефтеперерабатывающие заводы в США в городе Стил-Сити, штат Небраска, а также в города Вуд-Ривер и Патока, штат Иллинойс. Кроме синтетической нефти и расплавленного битума, получаемых из нефтеносных песков и сланцев Канады, они также доставляют сырую нефть Иллинойского осадочного бассейна в штаты Монтана и Северная Дакота. Дальнейшее развитие инфраструктурных энергетических объектов предусматривает и предлагаемый Трампом новый закон об американской инфраструктуре, нацеленный на то, чтобы с помощью налоговых льгот стимулировать создание частно-государственных партнерств и рост частных инвестиций в такие проекты в размере до 1 трлн долл. на предстоящие 10 лет.

Положительную оценку американских избирателей, проголосовавших за республиканского кандидата, вызвали его конкретные обещания снизить средние ежегодные расходы американкой семьи на электроэнергию как минимум на 5 тыс. долл. и гарантировать стабильную работу для представителей среднего класса в рамках 10 млн высокооплачиваемых рабочих мест нефтегазового сектора, а также ожидаемого ежегодного прироста занятости не менее чем на 400 тыс. рабочих мест в угольной, электроэнергетической, перерабатывающей и транспортной отраслях. Планируемые налоговые льготы для бизнеса при добыче трудноизвлекаемой нефти и нефтегазоносных сланцев, как предполагают советники Дональда Трампа, смогут обеспечить еще 2 млн рабочих мест в предстоящие 7-10 лет.

Критикуя энергетическую программу президента Барака Обамы и предложения Хилари Клинтон, Дональд Трамп обвинял их в продолжении курса на консервацию внутренней минерально-сырьевой базы, а в провоцировании кризиса американской угольной отрасли и в банкротствах сланцевых компаний под гнетом неоправданно жестких экологических ограничений. Длительный прошлый период опоры на внешнюю энергетическую базу, по мнению республиканцев, резко ослабил экономическую и военно-стратегическую безопасность США, стимулировал повышенный дефицит платежного баланса, повысил уязвимость от террористической угрозы в отношении трансокеанических танкерных перевозок, а также лишил население страны значительной части доходов от внутренней топливно-сырьевой ренты. Так, например, по данным Heritage Foundation, к 2030 году энергетические ограничения предвыборной программы Хилари Клинтон могли бы привести к ликвидации в США до 500 тыс. производственных рабочих мест, к сокращению объемов промышленного производства с учетом добавленной стоимости в смежных отраслях на 2,5 трлн долл., а также к уменьшению средних ежегодных доходов на душу населения не менее, чем на 7 тыс. долл.

Жесткую критику республиканцев вызвали такие крупные неудачи прежних инициатив энергетической политики Обамы как: частичное открытие широкого бурения на шельфе – замедлено катастрофой платформы BP 2010 году в Мексиканском заливе; повышение доли АЭС в энергобалансе – было блокировано катастрофой на АЭС Фукусима в 2011 году; попытка ликвидации льгот и субсидий нефтегазовым корпорациям на сумму до 18 млрд долл. в год – была блокировано в Конгрессе в 2011 году; рост федеральных субсидий на освоение альтернативных источников – был приостановлен в результате массовой коррупции, бюджетного дефицита и финансовой неустойчивости; расширение силового обеспечения дешевого топливного импорта после вывода основных частей американских войск на Ближнем и Среднем Востоке – блокировано неудачами последующих региональных военных решений в Ираке, Афганистане, Пакистане, Сирии, Судане; увеличение доли нефтяного импорта из стран Африки – замедлено ростом экономической экспансии Китая.

ТРАМП НАСТРОЕН ПРОТИВ ПЕРЕДАЧИ ЗА РУБЕЖ АМЕРИКАНСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ДРУГИХ СТРАНАХ

Дональд Трамп планирует также ликвидировать неоправданное федеральное субсидирование низкорентабельных возобновляемых источников энергии, начатое Бараком Обамой, целью которого было достижение малореального в современных условиях транспортного топливного баланса, обеспечиваемого на 60% за счет гибридных электромобилей, на 20% – биотопливом и на 20% – солнечной энергией. Существенное сокращение ожидают также и американские затраты на предотвращение глобальных климатических изменений. Трамп настроен против передачи за рубеж американских энергетических технологий и создания совместных предприятий в других странах – так, например, он резко критиковал планы Клинтон разрешить поставки новейшего оборудования для совместного освоения сланцевого газа в Китае.

Такой подход означает существенную корректировку действующего плана «Концепции безопасного энергетического будущего» (“Blueprint for a Secure Energy Future”) президента Барака Обамы, включающего 8 направлений: 1) преимущественное использование и увеличение своих топливных запасов; 2) сокращение выбросов разрушающих среду энергетических углеродных загрязнений; 3) приоритетное инвестирование чистых и безопасных энергетических технологий; 4) поддержка новых производительных способов получения биотоплива; 5) гарантированное достижение независимости экономики США от импортных топливных поставок к 2030 году и возврат на роль чистого энергетического экспортера; 6) рост энергоэффективности национальной экономики, восстановление американского лидерства в международных энергетических программах; 7) борьба с неблагоприятными изменениями климата; 8) изменение структуры энергетического баланса в рамках антимонопольного стимулирования энергосбережения и более активного использования возобновляемых первичных энергоисточников. Из этих прежних приоритетных направлений в энергетическую программу Д. Трампа скорее всего войдут только 2-3 пункта, относящихся к росту внутренней добычи топлива и достижению энергетической независимости.

К настоящему времени импортная зависимость США от поставок сырой нефти снизилась с 60% в 2005 году до примерно 40%, в то время как внутренняя добыча обеспечивает уже до 60% потребления. Впервые с 1949 года США вновь стали чистым экспортером высококачественных продуктов нефтепереработки. В течение ближайших 10 лет за счет увеличения объемов собственного производства, а также снижения потребления в результате роста энергосбережения и реструктуризации энергетического баланса, США достаточно легко могут сократить нефтяной импорт еще на 60-70% и вновь стать одним из ведущих мировых топливных экспортеров. В мае 2016 года США установили 100-летний рекорд по экспорту нефти – 662 тыс. барр. в сутки. Половина американского экспорта приходилась на Канаду – 308 тыс. барр. в сутки; на втором месте – Нидерланды, 110 тыс. барр. в сутки, на третьем – транзит в латиноамериканские страны через остров Кюрасао – 67 тыс. барр.

Основная стратегическая задача поддержания национальной энергетической безопасности, как известно, предусматривает устойчивое обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по доступным ценам. В данной области перед США в настоящее время стоит 7 проблем: 1) неустойчивые цены на минеральное топливное сырье; 2) неуправляемые колебания спроса на энергоресурсы; 3) высокая зависимость от импорта энергоносителей; 4) недостаток инвестиций для быстрой модернизации ТЭК; 5) необходимость охраны окружающей среды и обеспечения стабильности климата; 6) высокая техногенная и террористическая уязвимость энергетической инфраструктуры; 7) опасность взаимосвязанных с энергетикой природных катаклизмов и разнородных угроз.

В рамках новой американской стратегии вполне отчетливо просматривается стремление использовать текущий период мирового экономического спада и методы управляемой дестабилизации систем государственного управления нефтедобывающих стран для подготовки собственного будущего инновационного прорыва на уровне следующего технологического уклада для преодоления фазового переходного барьера к экономике нового типа. Основные трудности реализации программы Дональда Трампа могут быть в первую очередь связаны с ценовым фактором, так как ожидаемый рост предложения топлива на мировых рынках не позволит ценам вырасти до уровня достаточного для высокой рентабельности трудноизвлекаемой нефти новых глубинных горизонтов, эксплуатации быстро истощающихся сланцевых месторождений, а также быстрого внедрения инновационных технологий. Возможное временное использование со стороны США ценового шантажа мировых конкурентов может регулярно вносить дополнительные труднопредсказуемые коррективы в их текущую внешнюю политику.

С учетом этих возможных будущих особенностей американской энергетической политики России, как стране, также ставящей задачу успешно перейти на следующий ярус мировой технологической пирамиды, наряду с инфраструктурной модернизацией ТЭК, ускоренным развитием топливно-сырьевой базы, комплексным ресурсосбережением в промышленности, коммунальном хозяйстве и на транспорте, неизбежно придется ускоренными темпами развивать собственную систему научных разработок и генерации инноваций для преодоления энергетических барьеров на пути экономического роста.

Такие условия в первую очередь предполагают необходимость активной политической воли, целевых программ модернизации, государственных льгот и субсидий на жесткой конкурентной основе; неизбежность кардинального повышения внутренней мотивации персонала и снятие встроенных ограничений человеческого фактора, внедрение новых способов синергетического активно-адаптивного обучения и регулярной переподготовки кадров; использование новых систем управления инновационными процессами, таких как рефлексивный проектный менеджмент и развитие качества персонала, применение методов динамичной целевой фокусировки государственного и корпоративного управления.



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2012 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции