Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Как отразится скандал с турбинами для Крыма на российско-немецких проектах?
Не отразится 70.4%
Может осложнить будущие проекты 22.2%
Осложнит реализацию действующих проектов 7.4%
Всего голосов: 27
Голосование проводилось
с 13 по 20 июля
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » АНАЛИТИКА
16 ноября 2010, 13:33

БРАТСКИЙ АТОМНЫЙ СОЮЗ: ЖДАТЬ ЛИ ЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ МИНСРЕДМАША

Братский атомный союз: ждать ли ли возрождения Минсредмаша

Когда-то, чуть более 20 лет назад, российская атомная отрасль была вовсе не российской, а советской. Под бдительным оком Минсредмаша росли и развивались производства ядерных боезарядов и предприятия «мирного атома» по всему Советскому Союзу. Само название Минсредмаш сохранилось до 1989 года, затем его сменил Минатомэнергопром СССР. С развалом Союза в бывших братских республиках возникли новообразования. В частности, Министерство Российской Федерации по атомной энергии - Минатом, объединило около 80% всех отраслевых предприятий. Остальные 20% - преимущественно, горнодобывающие и металлургические заводы, остались за пределами России. Главным образом, в Казахстане, на Украине, в Армении.

Кроме указанных стран, из государств СНГ непосредственное отношение к атомной энергетике имеет Узбекистан, который, по данным МАГАТЭ, стоит на седьмом месте в мире по запасам урана и на пятом по его добыче. Запасами урана также обладает Киргизия, которая для добычи сырья организовала СП с Россией и Казахстаном.

Положительная динамика

В течение первых 10 лет неразберихи, когда предприятиям бывшего Минсредмаша в братских республиках приходилось выживать в новых условиях, взаимоотношения с российскими коллегами нельзя было назвать перспективными. Следует отметить, что и российский атомпром переходного периода не повторял былых успехов: годы, прошедшие с середины 80-х, вообще считаются годами застоя в атомной промышленности страны.

В 2000-х ситуация изменилась: как внутри российских атомных дивизионов, так и в ближнем зарубежье. Начиная с 2006 года, были организованы сразу несколько российско-казахстанских СП: Российско-Казахстанское уранодобывающее предприятие АО «Совместное предприятие «Акбастау», АО «Казахстано-Российская компания «Атомные станции», АО «СП «Заречное» (учредители – «Казатомпром», ОАО «Урановая горнорудная компания» (РФ) и киргизское АО «Карабалтинский горнорудный комбинат»). Казахский ядерный комплекс, декларируя открытость к международному сотрудничеству, основную ставку делает именно на российский атомпром. От этого выигрывает как российская промышленность, так и экономика Казахстана.

В августе текущего года было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве атомных энергоблоков в Армении. Соглашение предусматривает участие РФ в финансировании строительства, причем страна готова обеспечить более 20% финансирования. Для строительства АЭС Россия и Армения уже создали компанию, которая возьмет на себя 40% расходов, а на остальные 60% правительство Армении ищет инвесторов.

Политические интриги накладывают на взаимоотношения в атомной отрасли серьезный отпечаток. Так, отмечают эксперты, сотрудничество Украины и России в сфере атомной промышленности было значительно затруднено до избрания президентом страны Виктора Януковича. По словам директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, «украинская политика была ориентирована на поиск независимых поставщиков для атомной энергетики... Сейчас с победой Януковича такая установка перестала быть актуальной. Украина восстанавливает стратегический курс на сотрудничество с Россией».

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТРИГИ НАКЛАДЫВАЮТ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В АТОМНОЙ ОТРАСЛИ СЕРЬЕЗНЫЙ ОТПЕЧАТОК

Сегодня Украина откровенно признает, что, обладая 15 энергоблоками, она полностью зависит от российского топлива. О сближении атомной промышленности Украины и России заговорили на самом высшем уровне. Около полугода назад премьер-министр России Владимир Путин предложил создать объединенный атомный холдинг, а президент Украины Виктор Янукович говорил об СП для производства ядерного топлива. В ближайшее время НАЭК "Энергоатом" и российское ОАО "Атомэнергомаш" создадут консорциум для локализации производства оборудования для АЭС.

Украина планирует при участии России достроить 3-й и 4-й блоки Хмельницкой АЭС. На днях Сбербанк РФ заявил о готовности профинансировать это строительство. 12 октября Кабмин Украины соглашение с правительствами России и Казахстана об участии украинской стороны в деятельности Международного центра по обогащению урана в Иркутской области, покупку 10% акций которого Украина завершила в начале октября. Предполагается, что ЦОУ будет обогащать уран, добываемый на территории России и Казахстана.

Таким образом, по многим направлениям ядерное российско-украинское сотрудничество движется по пути консолидации. Смена политического курса обещает принести экономические дивиденды.

Регресс налицо

Более плачевно выглядит ситуация с другими бывшими братскими республиками: Белоруссией, Литвой и Латвией. Не обладая никогда ядерным потенциалом, эти страны, как и весь мир, постепенно осознают обреченность энергетической ориентации на возобновляемые источники. О намерении построить у себя АЭС по очереди заявили Белоруссия, Литва и Латвия.

Белоруссия заявила, что планирует построить атомную станцию с двумя энергоблоками мощностью по 1,2 тысячи МВт к 2016 году. Строить, несомненно, страна будет с помощью России: стороны приступили к проекту соглашения о строительстве Белорусской АЭС. При этом Россия заявила о готовности финансировать строительство Белорусской станции и инфраструктуры к ней. Камнем преткновения стала энергия с непостроенной еще АЭС: сначала стороны планировали создать совместное предприятие для торговли этой электроэнергией, однако затем процесс потерял управляемость из-за амбиций белорусских политиков.

В начале августа первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что государство отказывается от идеи СП. Более того, президент Александр Лукашенко утверждал, что Белоруссия рассматривает возможность отказа от сотрудничества с РФ в строительстве АЭС. Правда, в сентябре российские СМИ рассказали, что Белоруссия все же создаст совместное предприятие и не намерена отказываться от России при сооружении АЭС. По мнению старшего эксперта Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергея Кондратьева, реализации многих российско-белорусских проектов «мешают не столько политические разногласия, сколько желание белорусской стороны создать для себя режим наибольшего благоприятствования, зачастую – в ущерб российским интересам». Тем не менее, говорит эксперт, «опыт последних лет показал, что нашим странам всегда удавалось находить компромиссные решения, скорее всего, такое решение будет найдено и на этот раз.

Более мрачное положении дел наблюдается во взаимоотношениях между Россией и бывшими Прибалтийскими республиками. Латвия пару лет назад заявила, что собственная атомная станция появится в стране к 2030 году. Тогда Академия наук Латвии даже начала исследование возможностей строительства станции. Закрытие Игналинской АЭС в Литве и рост энергопотребления, даже невзирая на кризис, заставляет Латвию искать выходы из положения. При этом натянутые отношения с Россией мешают латышским властям положиться на поставки электроэнергии с возводимой в Калининградской области Балтийской АЭС и будущей Белорусской АЭС.

Ситуация пока в подвешенном состоянии: если в 2006 году Латвия и Литва заявляли о совместных планах по строительству атомной станции, то сейчас и таких разговоров не ведется. Как говорит руководитель Rīgas siltums Арис Жигурс, выдвинутый на пост главы Latvenergo, «на строительство новой атомной станции уйдет как минимум 15 лет и очень много средств». Намерены ли власти искать эти средства и ждать столько лет – будет зависеть от их здравого смысла и политических амбиций.

В Литве, где в конце 2009 года была закрыта Игналинская АЭС, ситуация еще более обострена. Ранее Литва ожидала участия Латвии в строительстве АЭС взамен закрытой Игналинской атомной станции, однако в ходе переговоров о распределении энергии с будущей литовской станции между возможными участниками проекта – Литвой, Латвией, Эстонией и Польшей – возникли разногласия, в результате чего было принято решение искать внешнего стратегического инвестора. К объявленному Литвой сроку (начало лета этого года) инвестор так и не был назван. Государство продолжает поиск инвесторов. Экономическая целесообразность такого строительства правительство не заботит. Как говорит экс-президент Литвы, член Европарламента, лидер Партии "Порядок и справедливость"Роландас Паксас, «вместо того, чтобы договориться между собой и вместе построить атомную электростанцию, которая бы соответствовала нуждам всех государств, расположенных вокруг этого региона, [политики] собираются строить сразу несколько АЭС рядом». «Главный вопрос должен стоять в том, что мы вообще делаем, - говорит он, - на территории с разницей в 200 километров планируем сразу три, а то и четыре атомных точки». По мнению Роландаса Паксаса, экономического обоснования такого решения нет. Перед Литвой, как и перед Латвией, стоит серьезный выбор: отдаться во власть недальновидным политикам, потерять деньги и время, либо наладить конструктивные взаимоотношения с Россией для оптимального снабжения государств электроэнергией.

Россия сегодня занимает ведущие позиции на мировом рынке атомных технологий, успешно конкурируя с крупными европейскими и азиатскими консорциумами. Однако абсурдность ситуации заключается в том, что экономические аргументы, заставившие многие страны сделать выбор в пользу России, пока тяжело действуют на территории бывшего СССР. Как заявил Центру энергетической экспертизы эксперт по региональному развитию на постсоветском пространстве Сергей Артеменко, когда политический класс уже не стесняется переводить вопросы энергетической безопасности из экономической в политическую плоскость, он делает свое государство изгоем. Политизация энергетических конфликтов и перспектив может привести к тому, что энергорынки бывших советских республик «в принципе перестанут быть интересны для производителей энергии из соседних стран».

Как только бывшие братские республики осознают бесперспективность политических конфликтов на энергетических рынках, можно будет с уверенностью говорить о формировании консорциума, значительно превосходящего по мощи советское Министерство атомного машиностроения.



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2017 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции