Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Как отразится скандал с турбинами для Крыма на российско-немецких проектах?
Не отразится 70.4%
Может осложнить будущие проекты 22.2%
Осложнит реализацию действующих проектов 7.4%
Всего голосов: 27
Голосование проводилось
с 13 по 20 июля
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » АНАЛИТИКА
19 июня 2015, 13:38

"ГАЗПРОМ" НЕУГОМОННЫЙ

Алексей Белогорьев, заместитель директора по энергетическому направлению Фонда «Институт энергетики и финансов» специально для Центра энергетической экспертизы:

Подписанные 18 июня в Санкт-Петербурге меморандумы о строительстве 3-й и 4-й очередей «Северного потока» - конечно, менее интригующая, чем идея «Турецкого потока», совсем не новая, но не менее отчаянная и одновременно вполне продуманная попытка «Газпрома» задушить украинский транзит газа.

Ради этой сверхзадачи, совершенно иррациональной с точки зрения европейского восприятия, «Газпром», видимо, готов искать любые обходные пути, однако физическая география ограничивает его лишь тремя вариантами: Черным морем, Балтикой и маршрутом «Ямал-Европа» (Белоруссия-Польша). О последнем уже вспоминали в прошлом году и, видимо, еще вспомнят в нынешнем.

Само это подписание свидетельствует о глубоком скептицизме «Газпрома» (что бы ни говорили его официальные представители) в отношении реалистичности поставок газа в страны ЕС по «Турецкому потоку». Достижимая цель «Газпрома» - перевести на «Турецкий поток» идущие сейчас по Трансбалканскому газопроводу поставки газа в саму Турцию (с учетом неплохих перспектив их роста), а также при наиболее благоприятном сценарии – скромные по объему поставки в соседние Грецию и Болгарию.

Разумеется, эти меморандумы – также средство давления на Турцию, которая по-прежнему медлит с разрешением на проведение изыскательских работ в своей особой экономической зоне и в территориальных морских водах для прокладки «Турецкого потока», хотя «Газпром» уже урегулировал, судя по недавнему сообщению Министерства энергетики и природных ресурсов Турции, ключевой интересующий Турцию вопрос – о скидках на российский газ, закупаемый Botas. «Турецким потоком» «Газпром» загнал себя в угол в отношениях с Турцией (что лучше всего было видно по тем же ценовым переговорам), реанимация «Северного потока-2» - хотя бы частично его из этого тупика выводит.

ЛЮБЫЕ ГАЗОТРАНСПОРТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ «ГАЗПРОМА» УПИРАЮТСЯ И БУДУТ УПИРАТЬСЯ В БЛИЖАЙШИЕ 2-3 ГОДА В ЖЕЛАНИЕ ЕВРОКОМИССИИ СОХРАНИТЬ УКРАИНСКИЙ ТРАНЗИТ

В целом, возвращение к «Северному потоку» имеет четыре неоспоримых преимущества перед «Турецким потоком».

Во-первых, новые ветки пойдут по уже существующему газотранспортному коридору, что существенно снижает и сроки строительства, и его капиталоемкость и, что, может быть, самое важное в текущих условиях – политический градус противодействия проекту со стороны соседних балтийских стран (а это ни много, ни мало восемь членов ЕС, среди которых половина – традиционные критики зависимости Европы от российского газа).

Во-вторых, это безтранзитный коридор, что по сравнению с глубоко проблемным транзитом через Турцию намного привлекательнее и для ЕС, и для самой России.

В-третьих, точкой сдачи российского газа останется западноевропейская страна, а не маленький городишко на турецко-греческой границе, от которой газ в Центральную Европу нужно поставлять транзитом еще минимум через три страны, две из которых (Македония и Сербия) не входят в ЕС.

В-четвертых, и это, пожалуй, единственная новость, ради которой стоило обсуждать весь этот проект, - 3-я и 4-я ветки «Северного потока» - сильнейшее искушение для Германии, причем, весьма своевременное, учитывая радикальный пересмотр последней своей роли в объединенной Европе.

Если представить, что обе ветки будут проложены, то общий объем потенциального предложения газа в Германии к 2020 году, с учетом поставок из России по четырем веткам «Северного потока» (до 27,5×4 млрд кубометров в год) и «Ямал-Европа» (до 24-29 млрд кубометров в год на входе в КС «Мальнов»), падающей собственной добычи в Германии, неизбежно сокращающихся поставок из Норвегии, Нидерландов, Великобритании (но без учета маловероятного строительства СПГ-терминала Wilhelmshaven), может составить 180-210 млрд кубометров в год, т.е. порядка 37-42% от общего потребления газа в ЕС-28, согласно прогнозу МЭА (WEO-2014).

Это сделает Германию ключевым газовым хабом Европы, а в случае полного прекращения транзита российского газа через Украину – основной транзитной страной для поставок трубопроводного газа в Чехию, Австрию, Венгрию, Словакию, Италию и даже на Украину, а также потенциально в страны Бенилюкс, Францию, Швейцарию и Великобританию (участие Shell в договоренностях по расширению «Северного потока», скорее всего, имеет и эту подоплеку).

Основные магистральные газопроводы Германии (фото: GASCADE, 2015)

Несмотря на все механизмы обеспечения свободы перетоков газа внутри ЕС, заложенные в Третью газовую директиву, такое положение существенно повышает вес Германии как ключевого узла распределения газа в Восточной и Центральной Европе, роль которого вплоть до 2013-2014 гг. традиционно исполняли Словакия и Австрия и которую на юго-восточном направлении в последние годы настойчиво примеряли на себя Турция, Болгария и Сербия.

Это обуславливает потенциальную поддержку проекта расширения «Северного потока» со стороны руководства Германии, несмотря на острые противоречия Берлина и Москвы, связанные с украинским кризисом, а также отрицательного отношения к этому проекту в прошлом Ангелы Меркель. Однако эта поддержка будет оказана не сразу, с оговорками и, скорее всего, через этап первоначального отрицания.

В пользу этого проекта для Германии говорит также ослабление российской активности в балканских странах, прежде всего, в Сербии, Боснии и Герцеговине и Македонии, которое неизбежно при отказе от реализации «Южного» (читай «Турецкого») потока, бывшего с 2007 г. стержнем российского экономического и политического влияния в регионе. Поскольку выдавливание России с Балкан – задача не менее важная для внешней политики Германии, чем разрешение в пользу ЕС украинского кризиса, ради нее можно поставить под вопрос судьбу украинской ГТС.

Что касается последней, то в конечном счете, любые газотранспортные инициативы «Газпрома» упираются и будут упираться в ближайшие 2-3 года в желание Еврокомиссии сохранить украинский транзит, рассматриваемый ею в общем контексте политического и экономического урегулирования украинского кризиса. Еврокомиссия в данном случае не только пытается оказать поддержку Украине, но и искренне не воспринимает смысл дорогостоящего строительства новых газопроводных мощностей из России при наличии профицитной украинской ГТС.

Однако «Северный поток-2» выглядит для Еврокомиссии, без одобрения которой проект немыслим (ведь под него, как минимум, нужно расширять действующие газопроводы в ЕС, включая пресловутый Opal) куда более привлекательной и реальной альтернативой услугам «Укртрансгаза» по сравнению с откровенно непроходным вариантом турецкого транзита. Поэтому, если «Газпрому» удастся заручиться поддержкой Германии (что пока не есть факт), у проекта расширения есть шансы увидеть свет. Впрочем, и ставить крест на украинской ГТС по-прежнему очень рано.



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2017 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции