Поиск
Главная Комментарии Аналитика Новости Online Итоги недели Спецпроекты О проекте Контакты
ГОЛОСОВАНИЕ • Все
Глава Минфина Антон Силуанов называет "сбалансированной" цену на нефть в $40 за баррель. Как вы считаете, справедливо ли это мнение?
Нет, нефть должна стоить $50 или выше 66.7%
Да, все так 14.3%
Нет, нефть должна стоить выше $40 14.3%
Нет, цены на нефть опустятся ниже $40 за баррель 4.8%
Всего голосов: 21
Голосование проводилось
с 2 по 9 октября
 
 
АКТУАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ:
 
AGRI, Alstom, BP, E.ON, ENEL, Exxon, Fortum, General Electric, M&A, Nabucco, online, RWE, Siemens, TAP, Uranium One, Westinghouse, Австралия, Адлерская ТЭС, Азиатско-тихоокеанский регион, Азия и Ближний Восток, акции, Армянская АЭС, Африка, АЭС Аккую, АЭС Белене, АЭС Бушер, АЭС Козлодуй, АЭС Куданкулам, АЭС Пакш, АЭС Темелин, Баксанская ГЭС, Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Бангладеш, Барак Обама, Белорусская АЭС, Белоярская АЭС, бензин, биотопливо, Ближний Восток, Блокада Донбасса, Богучанская ГЭС, Болгария, Бургас-Александруполис, ВВЭР, Венесуэла, ветряные электростанции, Висагинская АЭС, ВОУ-НОУ, ВСТО, Вьетнам, ВЭБ, газ, газомоторное топливо, Газпром, Газпром нефть, Государственная Дума РФ, Гоцатлинская ГЭС, ГОЭЛРО, Джубгинская ТЭС, Евро-5, Железногорская ТЭЦ, Игналинская АЭС, Израиль, Индия, инновации, ИНТЕР РАО ЕЭС, Иран, итоги 2010 года, итоги 2011 года, итоги 2012 года, итоги 2013 года, итоги 2014 года, итоги 2015 года, итоги 2016 года, ИТЭР, Казатомпром, Казахстан, Калининская АЭС, Китай, Кольская АЭС, Корея, Крым, Курская АЭС, КЭС-Холдинг, Латвия, Латинская Америка, ЛАЭС, ЛАЭС-2, Литва, ЛУКОЙЛ, МАГАТЭ, Малайзия, малые гидроэлектростанции, Медведев, медицина, Мексика, мероприятия, мини-ТЭС, Минэнерго, МРСК, Муслюмово, МЦОУ, МЭА, налогообложение, Намибия, Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, нефть, Нижегородская АЭС, НОВАТЭК, Нововоронежская АЭС, ООН, ОПЕК, опрос, освоение Арктики, отопительный сезон, ОЯТ, паводок, ПАТЭС, Польша, правительство РФ, природные аномалии, прогнозы, происшествия, Путин, РАО, регионы России, Ренова, Росатом и дочерние организации, Роскосмос, Роснано, Роснефтегаз, Роснефть, Российские сети, Ростехнадзор, Ростехнологии, Ростовская АЭС, РусГидро, Саммит АТЭС, санкции, Саяно-Шушенская ГЭС, свинец, Северная Корея, Северный поток, Сербия, Сила Сибири, Сколково, сланцевая нефть, сланцевый газ, Смоленская АЭС, СНГ, Совет Федерации, солнечные батареи, соцнормы энергопотребления, СПГ, страны Евросоюза, строительство, судебные тяжбы, США, тарифообразование, теплоснабжение, ТНК-BP, Трамп, Транснефть, Турбоатом, Турецкий поток, Турция, ТЭК, ТЭЦ, Тяньваньская АЭС, уголь, уран, утилизация, ФАС, Финляндия, ФСК ЕЭС, Хмельницкая АЭС, Чебоксарская ГЭС, Чернобыльская АЭС, Штокмановское месторождение, Эвенкийская ГЭС, экология, экономический кризис, электромобили, Энергоатом, энергопотребление, энергосбережение, энергоснабжение, энергоэффективность, Южный поток, ЮКОС, Япония
 
ТЭК: • Все
 
 
ГЛАВНАЯ » АНАЛИТИКА
27 марта 2014, 17:03

ЭКСПЕРТЫ: ВНХК МОЖЕТ НАДОРВАТЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Эксперты: ВНХК может надорвать Дальний Восток

Амбициозный проект гигантского нефтехимического комплекса "Роснефти" в Приморье станет сравнимым по стоимости с объектами АТЭС. Восточная нефтехимическая компания потребует от региона не только колоссальных материальных ресурсов и завоза новых гастарбайтеров для стройки , но и может вызвать падение производства на местных предприятиях. К тому же запуск ВНХК парадоксальным образом может обострить дефицит бензина в регионе.

Что показал анализ

В нашем распоряжении оказались документы, заставляющие по-новому взглянуть на проект строительства в Находке комплекса Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Это анализ проекта , выполненный ВНИПИнефть. В прошлом году "Роснефть" увеличила плановую мощность будущего комбината сразу с 10 до 30 млн тонн по сырью и производство должно стать третьим по размеру в мире.

Прямые инвестиции выросли как минимум до 1,4 триллиона рублей - более 40 миллиардов долларов.

ЭКСПЕРТ: ЗАТРАТЫ КРАТНО ВОЗРАСТУТ ПРОТИВ ИМЕЮЩИХСЯ ОЦЕНОК И ГОСУДАРСТВУ ПРИДЕТСЯ ЗАКЛАДЫВАТЬ ПОД ЭТО ДЕЛО ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ

Напомним, все расходы на саммит АТЭС во Владивостоке составили чуть больше 20 миллиардов долларов - это включая реконструкцию аэропорта "Владивосток", строительство нескольких уникальных мостов, фактически заново отстроенную треть города с дорогами, домами, отелями, портами, грузовыми терминалами, театрами и всей инфраструктурой(вода, канализация, система теплоснабжения и т.п.).

Сейчас на Дальнем Востоке ничего этого не будет. Кроме большой промышленной зоны около Находки вплотную к природному заповеднику появится дополнительные линии электропередач, железнодорожные подъездные пути и отвод от трубопровода ВСТО, чтобы снабжать ВНХК нефтью.

По данным аналитического исследования УК "Ренессанс Капитал", размер капитальных затрат можно охарактеризовать как более высокий, чем на аналогичных мировых проектах. Расходы на трубопроводные отводы и все виды подъездных дорог получаются ещё больше. "Данные свидетельствуют о чрезвычайно высоком уровне затрат на строительство объектов внешней инфраструктуры по проекту ВНХК", - говорится в Комплексной оценке проекта ВНХК, подготовленном Научно-исследовательским и проектным институтом нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности (ВНИПИнефть).

Экономическая эффективность проекта (то есть финансовая отдача от его работы) наоборот невысока. "Ренессанс Капитал" насчитал для него всего 12% возврата инвестиций. При таких объёмах капитальных затрат это не обеспечит приемлемые сроки окупаемости.

Деньги из кармана региона

"Камнем преткновения могут стать проблемы, которые реализация ВНХК

создает для Приморья. С одной стороны, региональные власти заинтересованы в инвестициях. Но с другой, возведение жилья и социальных объектов для предприятия пока планируется возложить именно на краевые власти", - отмечает Руководитель центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков. Получается, что счёт бюджета Находки придется построить дома для завозимых работников ВНХК, детские сады и школы для их детей - ведь в бизнес-плане ВНХК такие инвестиции не заложены.

Кроме того, по плану строительства "Газпром" должен осуществлять поставки газа на ВНХК. Но объемов для таких поставок у газового монополиста не только нет, но и не предвидится. Единственный вариант – отказаться от строительства завода СПГ и предполагаемые к экспорту объемы поставлять на ВНХК.

Проблему с нехваткой топлива на Дальнем Востоке новый проект вряд ли решить сможет. "Главные проблемы региона останутся. Одной из таких проблем являются огромные расстояния и создание ВНХК не отменит необходимость поставок топлива в отдаленные регионы, - полагает Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», - Топливу на Сахалин и другие регионы ДФО по-прежнему придется проделывать большой путь, что будет увеличивать его стоимость для конечных потребителей.

Как полагает Подлевских, с точки зрения логистики было бы разумным создание менее крупных НПЗ, расположенных по основным коридорам поступления нефти. Есть смысл проработать возможности модернизации существующих НПЗ в Хабаровске и Комсомольске, которые в настоящее время являются основными конкурентами рассматриваемому проекту. Есть еще планы по строительству НПЗ в Ивановском районе Амурской области и нефтехимического завода в Белгородске Амурской области", - напоминает он. 

Кроме того, ВНХК делает упор на выпуск бензина Аи-95 и Аи-98 вместо нужного местным автомобилистам Аи-92. Комплекс построят в порту , поэтому вывозить топливо за рубеж будет выгодно, а вот отправлять его на местные заправки, а тем более в Хабаровский край и Амурскую область придётся по железной дороге, что может заметно увеличить его итоговую стоимость. Удобнее снабжать будет только Камчатку, Магадан и часть Сахалина, но на них приходится лишь 5% потребления нефтепродуктов в ДФО.

Почему молчат пресс-службы?

Строительство ВНХК может создать серьезные проблемы порту Козьмино. Чтобы обеспечить нефтью ВНХК придётся сокращать её отгрузку морем. В итоге вряд ли удастся закрепить на мировом рынке претендующий на статус маркерного сорт нефти ESPO. А это означает падение стоимости этого сорта нефти на свободном рынке – той цены, к которой привязаны все поставки в Китай (около 25 млн.тонн в год с увеличением в два раза в перспективе). Да и сам Козьмино будет не до загружен на 60%. И это ещё в лучшем случае, потому что к 2030 году 26 миллионов тонн "чёрного золота" из нужных ВНХК 30 миллионов должны поступать из ещё неоткрытых месторождений.

Порт Козьмино входит в состав "Транснефти", которая также отвечает за расширение нефтепровода ВСТО для нужд проекта ВНХК. Но в пресс-службе компании отказались обсуждать возможное сокращения отгрузки порта и меры социальной защиты работников. В пресс-службе "Роснефти" порекомендовали "почитать сайт компании".

Таким образом, многие эксперты полагают, что в нынешнем виде проект ВНХК, в лучшем случае, выглядит сырым.

"Заявленные планы по строительству ВНХК вполне реалистичны, но их воплощение потребует колоссального напряжения сил и существенного перераспределения ресурсов. Одной из важнейших будет проблема трудовых ресурсов и для ее решения потребуются специальные усилия. Роснефть постарается также переложить бремя создания внешней инфраструктуры на плечи федерального и местных бюджетов. Думается, что затраты по этим статьям кратно возрастут против имеющихся оценок и государству придется закладывать под это дело значительные резервы. В том числе придется прибегать к возможностям Фонда развития Дальнего Востока, перераспределять средства от других проектов. Наиболее обоснованной и актуальной частью проекта выглядит первый его этап. Последующие этапы, даже на стадии предварительной проработки, требуют более тщательного изучения рынка, а так же изучения целесообразности проведения работ именно в предложенных форматах," - резюмирует Подлевских.



ПОПУЛЯРНОЕ
 
ТОП НЕДЕЛИ
 
ИТОГИ НЕДЕЛИ: • Все
 
СПЕЦПРОЕКТЫ: • Все
 
Фонд национальной энергетической безопасности Энергострана Финам.Инфо Страна "Росатом" Инвесткафе LiveBiz Журнал "Биржевой лидер"
Вестник АТОМПРОМа Корпоративный энергетический университет Pro-Gas Евро Петролеум Консалтантс NewsBalt
Главная Комментарии Аналитика Новости Блоги Итоги недели Партнеры О проекте Контакты
При использовании информации ссылка на Центр энергетической экспертизы обязательна.
Отправить свой комментарий в редакцию
© 2010-2017 Центр энергетической экспертизы
Свидетельство о регистрации ИА №ФС77-49820 от 11 мая 2012 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Позиции экспертов могут не совпадать с позицией редакции